Преподобный Ефрем Сирин-Толкование на книгу Чисел-В четвертой книге, именуемой Числа, Моисей исчисляет колена израильские,

Глава 14

(13) И рече Моисей ко Господу: услышат Египтяне, и скажут: (16) не возможе Господь людей Своих ввести в землю, о ней же клятся им, и потому погуби их в пустыни. Сие было сказано, чтобы обнаружилась любовь Моисеева: не из опасения лишиться своего начальства, но по любви ходатайствует Моисей за народ. Ибо ему обещано было, что, если и истреблены будут Евреи, то он будет начальником еще большего народа (Исх.22:10).

И сказал Господь: (28) якоже глаголасте, (29) в пустыне сей падут телеса ваша. Смерть поразила соглядатаев прежде других за то, что они заградили народу дверь в обладание землею, столь для них желанною; соглядатаи отверзли дверь шеола для шестисот тысяч, которые сошли туда после них.

Глава 15

(19) Отложите участие во отделение Господу: начаток теста вашего, хлеб отлучите. Бог повелевает из замешанного теста отделять часть, и прежде, нежели сами вкусят хлеба, отделенное отдавать жрецу, или бедным.

(23) Обретоша мужа собирающа дрова в день субботный. Собиравший дрова побит камнями; ибо он сделал нечто подобное тому, что сделано Замврием, сыном Салмоним. Замврий, в глазах Моисея и старцев, вошел к Хазви; а этот пред глазами всего покоящегося сонма вышел собирать дрова, и оскорбил святость дня, чтимого всем сонмом; а когда обвиняли его, говорил, что он сделал сие по забвению.

(38) Да сотворят себе рясны на воскрилиях риз своих в роды своя. Повелевается сделать рясны на воскрилиях риз в пособие памяти, чтобы не забывать им закона Божия.

Глава 16

Возмутились (1) Корей сын Иссаара, сына Каафа сына Левиина, и Дафан и Авирон сынове Елиавли, и Авнан сын Фалефа сына Рувимля. Возмутились против Аарона, с намерением или отнять у него священство, или с ним вместе священнодействовать в скинии. Но, когда в Египте делали кирпичи, не желали сего; когда Египтяне били их, не вожделевали этого; когда разделено было море, не просили о том; когда Египтяне погрязли, не домогались этого; когда Евреи переходили море, не приходило им сие на мысль; потому что боялись суда и наказания. Корей и прочие, возмутившиеся против Аарона и желавшие получить его священство, представляют образ первосвященников, возмутившихся против Господа нашего, и по сказанному в притче о винограднике, восхотевших получить Его наследие.

(31) И разседеся земля под ногами их. Так Бог низвел в землю тех, которые, лишась египетских удовольствий, возмутились, и вместо оных пожелали себе священства, и исполненный злочестия Египет сравнили с святым священством.

(37) Собери кадильники от среды изгоревших, яко освятишася кадильницы грешных сил в душах их, (38) и сотвори я дщицы кованы, обложение у олтаря. Если кадильницы прогневавших Бога освятишася в душах их и употреблены на украшения алтаря; то кольми паче освящаются тела исповедников в душах их.

Глава 17

(1) И рече Господь к Моисею глаголя: (2) глаголи сыном израилевым, и возми от них по единому жезлу по домом отечества их. (5) И будет человек, егоже аще изберу, жезл его прозябнет. Хотя ропот произошел в доме Рувимовом и между левитами; но собраны и положены в ковчег жезлы всех колен, чтобы роптавшие не могли сказать: почему не избрал жезла дома Рувимова, когда избрал жезлы дома Иудина, дома Гадова? Поэтому, Моисей полагает жезлы всех колен, чтобы отвергнуть всех, и дом Ааронов избавить от общего всех против него возмущения. Жезл Ааронов, который один из всех жезлов прозяб, служит образом достопокланяемой плоти Еммануиловой; ибо Еммануил, став сыном естества тленных, один пребыл во гробе нетленным, и понесши неповинное страдание, в Себе одном явил тайну нетления, бесстрастия и бессмертия. И еще, жезл Ааронов, который прозяб один из всех жезлов, показывает, что плоть Христа, сына тленных, одна не видела истления, и не осталась во гробе.

Глава 18