«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
потенциалу, который получила она в день Пятидесятницы. Ни
количество членов, ни внешние атрибуты, а присутствие Духа Святого
и верность истине делают Церковь Вселенской. В вечном, онтологи
ческом плане (есть и другие планы), Церковь это благодать,
объемлющая творения Божий в единстве их веры и любви. Поэтому
Церковь, как мистическое тело Христа Спасителя, как излияние Духа
Святого, как носительница вечных истин, неизменна и тождественна
себе самой, хотя ее "внешний двор" по историческим причинам, может
увеличиваться и уменьшаться.
Дух Святой сошел на апостолов в чувственных и зримых образах
потому, что день Пятидесятницы был началом преображения всего
видимого мира Космоса. Сошествие Духа Святого должно было стать не
только переживанием апостолов фактом их внутренней жизни, но
открыться миру в виде величественной феофании (Богоявления).
В Мцхетском Кафедральном соборе Светицховели есть изображение
солнца с двенадцатью лучами: символ Христа духовного Солнца и
апостолов лучей, просветивших мир.
В Новозаветной книге "Деяния апостолов" описана жизнь
первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная
сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и
пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная лю
бовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал
постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и
преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг
другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.
Религиозные и философские учения древнего и нового времени
тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от
евангельской!
Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам;
она кажется разрушением всех общественных и этических устоев.
"Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!" -
сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что, любя врагов,
человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и
поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее;
Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником