«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В Мцхетском Кафедральном соборе Светицховели есть изображение

солнца с двенадцатью лучами: символ Христа духовного Солнца и

апостолов лучей, просветивших мир.

В Новозаветной книге "Деяния апостолов" описана жизнь

первенствующей христианской Церкви, жизнь, полная

сверхъестественных явлений Божественных сил, чудес, исцелений и

пророческих вдохновений. Но самым великим чудом была духовная лю

бовь, которая царила в христианских общинах, где каждый ощущал

постоянную заботу всей Церкви, где исчезали мирские различия и

преграды, где не было чужих, где все были близкими и родными друг

другу, где каждый согревал другого теплом своего сердца.

Религиозные и философские учения древнего и нового времени

тоже говорят о любви. Но как отличается эта любовь от

евангельской!

Особенно чужда и непонятна для мира заповедь о любви к врагам;

она кажется разрушением всех общественных и этических устоев.

"Если я буду любить врагов, то что останется друзьям?!" -

сказал Конфуций. Китайский моралист не понял, что, любя врагов,

человек побеждает свою гордыню, очищает сердце от самости и зла, и

поэтому его любовь к друзьям становится еще крепче и светлее;

Конфуций не ведал, что духовная любовь, имеющая своим источником

Бога, неисчерпаема и неразделяема. О любви говорил Будда, но в

контексте его учения буддийская любовь это пассивное и холодное

доброжелательство. Любовь как чувство для буддиста оковы души,

привязывающие ее, как и ненависть, к крутящемуся колесу

космического бытия. Высшим состоянием для буддиста является

бесстрастие и безучастие ко всему. О любви говорят Веды; но это

любовь к своей касте. Брамин даже от случайного прикосновения к

парии считает себя оскверненным. Любви и милосердию учит синтоизм,

у самураев был особый рыцарский кодекс защита бедных, беспомощ

ных, старых и больных. Но по преданию синтоизма, боги создали

японцев, а остальное человечество сотворили низшие духи. Поэтому

любовь к своему народу у самураев основана на чувстве

национального превозношения. О любви и дружбе писали античные фило

софы, но эта любовь ограничивалась или узким кругом друзей, или