«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Мы знаем, что преподобный Павел Препростый пришел к преподобному Антонию Великому в шестьдесят лет, но своим послушанием превзошел молодых учеников этого подвижника. Значит, возраст не помеха, только бы была у человека решимость.
С чего необходимо начать подвиг послушания?
Начать надо с исповеди с семилетнего возраста, чтобы духовник знал душу человека, его слабости, его болезни, его характер. Тогда духовнику легче давать советы и руководить. Святые Отцы и подвижники прежних времен видели человеческую душу как бы насквозь, но требовать прозорливости от людей, живущих в наше время, дышащих отравленной атмосферой, не следует. Ищи духовника не прозорливого, а благочестивого.
Способен ли к послушанию современный человек, имееющий массу страстей?
Я думаю, что как раз послушание и есть правильное начало борьбы со своими страстями.
Может ли человек, не имея правильного послушания, другими путями прийти к Богу?
Это очень трудный путь, можно сказать, что это путь ползком. При послушании с рассуждением человек идет по земле, в полном послушании он летает на крыльях, а когда он предоставлен самому себе,он ползет. Можно достигнуть цели и ползком, но это долгий и трудный путь, тем более что ползти надо по терновнику и острым камням.
Когда человек должен проявлять рассуждение?
Рассуждение особенно нужно проявлять в тех случаях, когда речь идет о догматах веры. Когда духовник ошибается в вопросах, касающихся Православия, то здесь необходимо рассуждение. Ведь и у еретиков были послушные ученики, но это не послужило им во спасение.
Как узнать волю Божию?
Надо помолиться и спросить у духовного отца.
Может ли послушание оградить человека от внутренних, душевных браней и скорбей, или в наше время духовная жизнь без этого невозможна?
Сейчас такое время, что трудно иметь полное послушание. Но, имеющий полное послушание, освобождается от борьбы помыслов.
Какие здесь имеются в виду помыслы?
Когда человек живет в полном послушании, тогда все вопросы для него потенциально разрешены. Он знает: «Мне не о чем думать, я пойду к духовнику и спрошу, и получу ответ». Поэтому у него исчезают сомнения. Если духовник благословил, то исполненное дело не отзовется в душе послушника гордостью, что «это сделал я». Он подумает: «Это сделало благословение моего духовного отца». Если дело не получилось, он опять скажет: «Такова воля Божия; но все равно я получил выгоду исполнил послушание».
Как правильно относиться к ситуациям, когда духовник что-то благословил, а у человека вследствие этого благословения возникли скорби? Какой нужно иметь образ мыслей, чтобы извлечь из этого духовную пользу, ведь преподобный Варсонофий Великий говорит: «То, что от Бога, не имеет в себе скорбей»?
Когда одиннадцать колен Израилевых захотели наказать сделавшее преступление колено Вениамина, то они вопрошали Господа: «Идти войной или нет?» Господь отвечал: «Идти» (см. Суд. 20, 18). Они несколько раз терпели поражение, но знали, что такова воля Божия. И, в конце концов, победили это колено.
Поэтому не всегда благословение это внешний успех дела, но исполненное благословение это всегда внутренний успех. Во всяком исполненном благословении мы достигаем главного мы побеждаем самих себя.
Как новоначальному научиться понимать, не испытав на собственном опыте, что значит «брать выше сил»? Можно ли избежать этого горького опыта или по-другому нельзя?
Можно избежать горького опыта, если мы, как сказал один подвижник, будем брать благословение даже на то, сколько воды нам пить каждый день.
Это сказано скорее не столько в прямом смысле, сколько в отношении душевного расположения. Если послушник будет советоваться с духовным отцом насчет своей меры, то он избежит этого горького опыта. Если нет, то он переоценит свои силы и горделивое мнение о себе смешает с ревностью по Богу.