«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Где нет послушания, там обязательно будут зигзаги, там будет или переоценка своих сил, или, наоборот, нерадение: либо мысль, что я погиб окончательно, либо мысль, что я святой.
Может быть, лучше стараться служить Богу даже в том случае, если это выше сил?
Святые Отцы сказали, что всякая крайность от демонов.«Основа послушания и духовного руководства – полная искренность» В какой мере Вы требуете послушания от своих духовных чад?
Я не требую от них послушания с закрытыми глазами, хотя, может быть, беспрекословное послушание и выше. Но зная свои немощи и свою ограниченность, я боюсь ошибиться или боюсь, что у моих послушников не будет достаточного самоотвержения. Поэтому я стараюсь объяснить им, почему нужно послушание, и показать последствия, как послушания, так и непослушания. А когда меня, несмотря на это, не слушают, я вспоминаю, что я сам часто не слушал своих духовных отцов, и успокаиваюсь этим.
Требуете ли Вы от своих духовных чад строгого исполнения благословений, или ваши отношения строятся по принципу жительства по совету единодушного брата?
Я чувствую свою духовную недостаточность и поэтому благословения стараюсь давать в форме совета.
Как Вы относитесь к послушанию с рассуждением? Сейчас существует две точки зрения на это; одна что возможно только беспрекословное послушание, другая что можно не слушать наставника, если он говорит нечто, смущающее совесть ученика.
Мне кажется, что здесь упускается самое главное духовная степень самого наставника. Мне в жизни приходилось встречаться со старцами, которые были на очень высоком духовном уровне; подобного я теперь уже не встречал. К ним можно было относиться с полным доверием.
А современные духовники стоят уже на другом духовном уровне и чувствуют это сами. Поэтому, прежде чем избрать себе руководителя, нам нужно, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, сначала испытать его. Но и вверив себя в послушание, нужно в сомнительных случаях поверять слова своего духовника учением Отцов, не скрывая при этом от него то, что нас соблазняет. Надо прямо говорить: «Отче, меня соблазняет это, объясните мне. Может быть, я ошибаюсь».
Что бы Вы посоветовали делать в случаях несогласия с духовником в главных вопросах и во второстепенных?
Трудно сказать, где главные вопросы, а где второстепенные. Важно внутреннее расположение самого человека, которое может проявиться и в большом, и в малом.
В случае несогласия с духовником нужно поговорить с ним. Если несогласие было основано на каком-то недоразумении, то духовник без всякой обиды и раздражения должен все объяснить своему духовному чаду. Если же разногласие продолжается, то нужно обратиться к третьему лицу, которое бы разрешило этот вопрос. Если и это не помогает, тогда нужно посоветовать чаду искать другого духовного отца.
Вы говорите, что нужно обратиться к третьему лицу, если чадо с духовником не могут договориться. Как правильно выбрать это третье лицо для совета? Некоторые от этого третьего лица повредились, а с духовником не примирились.
В такой ситуации следует обратиться к старцу духовника. Ведь духовник тоже человек, он тоже исповедуется, он тоже должен быть руководим кем-то. По крайней мере, он должен руководствоваться чьими-то советами. К этому человеку и надо обратиться. Вообще, если духовные чада слушают третье лицо, которое косвенно старается критиковать их духовного отца, то повреждение вполне возможно. У каждого человека есть недостатки; духовник не идеал, духовник путеводитель, более опытный человек на нашем духовном пути. И если кто-то начинает за спиной критиковать духовника, может быть, очень тонко, то лучше всего отказаться от общения с ним. Такому человеку надо сказать: «Вы видите недостатки моего духовного отца? Зачем Вы говорите мне о них? Пойдите к нему и скажите ему прямо в глаза».