«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Мне кажется, что здесь упускается самое главное духовная степень самого наставника. Мне в жизни приходилось встречаться со стар­цами, которые были на очень высоком духов­ном уровне; подобного я теперь уже не встре­чал. К ним можно было относиться с полным доверием.

А современные духовники стоят уже на другом духовном уровне и чувствуют это сами. Поэтому, прежде чем избрать себе руководите­ля, нам нужно, как говорит преподобный Иоанн Лествичник, сначала испытать его. Но и вверив себя в по­слушание, нужно в сомнительных случаях пове­рять слова своего духовника учением Отцов, не скрывая при этом от него то, что нас соблазняет. Надо прямо говорить: «Отче, меня соблазняет это, объясните мне. Может быть, я ошибаюсь».

Что бы Вы посоветовали делать в случаях несогласия с духовником в главных вопросах и во второстепенных?

Трудно сказать, где главные вопросы, а где второстепенные. Важно внутреннее располо­жение самого человека, которое может про­явиться и в большом, и в малом.

В случае несогласия с духовником нужно поговорить с ним. Если несогласие было основа­но на каком-то недоразумении, то духовник без всякой обиды и раздражения должен все объяс­нить своему духовному чаду. Если же разногла­сие продолжается, то нужно обратиться к треть­ему лицу, которое бы разрешило этот вопрос. Если и это не помогает, тогда нужно посовето­вать чаду искать другого духовного отца.

Вы говорите, что нужно обратиться к тре­тьему лицу, если чадо с духовником не могут дого­вориться. Как правильно выбрать это третье ли­цо для совета? Некоторые от этого третьего лица повредились, а с духовником не примирились.

В такой ситуации следует обратиться к старцу духовника. Ведь духовник тоже человек, он тоже исповедуется, он тоже должен быть ру­ководим кем-то. По крайней мере, он должен руководствоваться чьими-то советами. К этому человеку и надо обратиться. Вообще, если ду­ховные чада слушают третье лицо, которое кос­венно старается критиковать их духовного отца, то повреждение вполне возможно. У каждого человека есть недостатки; духовник не идеал, духовник путеводитель, более опытный чело­век на нашем духовном пути. И если кто-то на­чинает за спиной критиковать духовника, мо­жет быть, очень тонко, то лучше всего отказать­ся от общения с ним. Такому человеку надо сказать: «Вы видите недостатки моего духовного отца? Зачем Вы говорите мне о них? Пойдите к нему и скажите ему прямо в глаза».

Как быть, если внешне ситуация как бы разрешилась, а внутренне чадо осталось при своем мнении?

Если чадо осталось при своем мнении, но оно борется с этим мнением, то это еще неплохо. Если же оно замкнулось в самом себе и считает себя правым, а духовника виновным, то это на­чало ложного отношения. А ложь и лицемерие по отношению к духовнику кончатся плохо.

Если Ваше духовное чадо не согласно с Вами по какому-то вопросу, но не высказывает это, чув­ствуете ли Вы это?

В наших отношениях появляется какая-то напряженность, как будто между мною и ду­ховным чадом вырастает невидимая стена. Я чувствую, что мои слова ударяют об эту стену.

Что может предпринять духовник в та­ком случае?

Надо самому духовнику быть инициато­ром откровенной беседы и ласково спросить: «Что случилось, что смущает тебя, что вызыва­ет у тебя недоверие? От демона ли оно, или сму­тил тебя кто-то со стороны, или я каким-то сво­им поведением или словом подал тебе соблазн? Скажи мне откровенно».

Влияет ли на Ваши отношения с духовным чадом его непослушание в малых вещах? Может быть, что-то малое стоит не замечать?