«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Как быть, если внешне ситуация как бы разрешилась, а внутренне чадо осталось при своем мнении?
Если чадо осталось при своем мнении, но оно борется с этим мнением, то это еще неплохо. Если же оно замкнулось в самом себе и считает себя правым, а духовника виновным, то это начало ложного отношения. А ложь и лицемерие по отношению к духовнику кончатся плохо.
Если Ваше духовное чадо не согласно с Вами по какому-то вопросу, но не высказывает это, чувствуете ли Вы это?
В наших отношениях появляется какая-то напряженность, как будто между мною и духовным чадом вырастает невидимая стена. Я чувствую, что мои слова ударяют об эту стену.
Что может предпринять духовник в таком случае?
Надо самому духовнику быть инициатором откровенной беседы и ласково спросить: «Что случилось, что смущает тебя, что вызывает у тебя недоверие? От демона ли оно, или смутил тебя кто-то со стороны, или я каким-то своим поведением или словом подал тебе соблазн? Скажи мне откровенно».
Влияет ли на Ваши отношения с духовным чадом его непослушание в малых вещах? Может быть, что-то малое стоит не замечать?
Мне кажется, что за малыми вещами следуют большие. И хорошее, и плохое начинается с малого. Когда не замечают малой болезни, она перерастает в более опасный недуг, может быть, даже с летальным исходом.
Как относиться к недостаткам духовника?
Духовник человек, и ясно, что у него есть какие-то свои слабости, какие-то грехи, недостатки. Пытаться найти духовника идеального как человека это иллюзия. Если мы будем к этому стремиться, то начнем переходить от одного духовника к другого, разочаровываясь во всех них, а потом скажем, что вообще не надо иметь никакого духовника,пусть Бог непосредственно руководит нами. Поэтому на недостатки духовника, которые не мешают нашему спасению, мы должны смотреть трезво. Даже праведник пять раз в день падает, по слову пророка и царя Соломона (см. Притч. 24, 16). Но не надо фиксировать внимание на недостатках своего духовника.
Если послушник что-то сознательно скрывает от духовника, пусть даже незначительное, и не считает нужным советоваться с духовником в каких-то отдельных вопросах, то возможно ли в данном случае общение с ним в целом? Является ли проявление такой неискренности лукавством по отношению к духовнику или желанием жить по своей воле хоть в чем-то?
Если послушник сознательно что-то скрывает, то между ним и духовником появляется стена. Основа послушания и духовного руководства это полная искренность. Если послушник думает, что сказать духовнику, а что не сказать это уже грех.
Бывают случаи, когда административный начальник является одновременно и духовником. Как быть, если как духовник он говорит одно, а как администратор требует другого?
Когда такой вопрос задали преподобному Агафону что делать, если требуют разного? он ответил: «Агафон нашел бы путь, где бы сочетал одно с другим».