«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Мне кажется, что за малыми вещами следуют большие. И хорошее, и плохое начинается с малого. Когда не замечают малой болезни, она перерастает в более опасный недуг, может быть, даже с летальным исходом.
Как относиться к недостаткам духовника?
Духовник человек, и ясно, что у него есть какие-то свои слабости, какие-то грехи, недостатки. Пытаться найти духовника идеального как человека это иллюзия. Если мы будем к этому стремиться, то начнем переходить от одного духовника к другого, разочаровываясь во всех них, а потом скажем, что вообще не надо иметь никакого духовника,пусть Бог непосредственно руководит нами. Поэтому на недостатки духовника, которые не мешают нашему спасению, мы должны смотреть трезво. Даже праведник пять раз в день падает, по слову пророка и царя Соломона (см. Притч. 24, 16). Но не надо фиксировать внимание на недостатках своего духовника.
Если послушник что-то сознательно скрывает от духовника, пусть даже незначительное, и не считает нужным советоваться с духовником в каких-то отдельных вопросах, то возможно ли в данном случае общение с ним в целом? Является ли проявление такой неискренности лукавством по отношению к духовнику или желанием жить по своей воле хоть в чем-то?
Если послушник сознательно что-то скрывает, то между ним и духовником появляется стена. Основа послушания и духовного руководства это полная искренность. Если послушник думает, что сказать духовнику, а что не сказать это уже грех.
Бывают случаи, когда административный начальник является одновременно и духовником. Как быть, если как духовник он говорит одно, а как администратор требует другого?
Когда такой вопрос задали преподобному Агафону что делать, если требуют разного? он ответил: «Агафон нашел бы путь, где бы сочетал одно с другим».
Можно ли сказать, что административное послушание беспрекословное, а духовное, внутреннее, должно быть с рассуждением?
Я думаю, что когда духовник говорит как администратор, он все равно не перестает быть духовником.
У меня есть немощи, которые расстраивают моего духовника, и другой священник благословил не открывать духовнику эти немощи, чтобы не расстраивать его. Допустимо ли исповедовать эти немощи другому?
Так допустимо поступать лишь в том случае, если мы питаем плотское пристрастие к своему духовнику. Это открывать неполезно, потому что духовник тоже человек. Тогда другой духовник может сказать: «Береги своего духовного отца и не открывай ему этот грех». Но надо понимать, что здесь чадом руководит не недоверие к своему духовнику, а другое чувство именно любовь по Богу к своему духовному отцу.
Духовник имеет свои немощи. Каков предел этим немощам?
Мне кажется, что все зависит от того, как духовник борется со своими немощами. Предел это то состояние, когда духовник начинает оправдывать свои немощи, а не бороться с ними.
Что делать, если человек боится духовника? От чего это возникает? Как избавиться от страха перед духовником?