«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Страх перед духовником чаще всего бывает из-за гордости. Человеку кажется, будто бы духовник изменит свое отношение к нему, если он раскроет перед духовником всю свою душу. В данном случае духовник должен проявить какую-то инициативу и постараться снять этот страх. Страх должен быть перед Богом.
Ко всем ли своим духовным чадам Вы относитесь одинаково или кого-то выделяете? В патериках встречается такое понятие, как «любимый ученик».
Я не достиг такого состояния, чтобы внутренне относиться одинаково ко всем. Но считаю это своей ущербностью, своей духовной непросвещенностью. Однако знаю, что некоторые из старцев, с которыми я встречался, неодинаково относились к своим ученикам. А именно, они были более строги с теми, кто более преуспевал, и наказывали сильнее тех, кто больше их слушал, для того, чтобы они стяжали новые венцы. А к слабым они относились снисходительно, чтобы не сломить их.
О нерадении
Как нерадивому человеку научиться ревности и полюбить Бога от всего сердца? Как вернуться к прежнему, если когда-то была ревность, а потом ушла?
Первая ревность могла быть от особой благодати, которая дается новоначальным. Господь Сам приходит к ним и принимает как мать ребенка. Она сначала держит ребенка на своих руках, но затем, чтобы научить его ходить, опускает на землю. Если ребенок будет все время сидеть на руках матери, то никогда не научиться ходить. Так и Господь промыслительно отнимает у человека благодать. Вернее сказать, благодать как бы прячется от человека и предоставляет его своим силам. А человеку кажется, что он потерял ревность, что Господь стал дальше от него, что охладело его сердце. На самом деле, он перешел в другой духовный возраст.
Какие способы восстания от нерадения Вы можете посоветовать человеку, который мысленно этого сильно желает, а действует слабовольно или нетерпеливо?
Святые Отцы говорят, что надо возвратить благодать тем путем, каким она ушла.
Может ли человек заметить сам, что он впал в нерадение?
Симптом нерадения это сокращение и оставление молитвенного правила. Другой симптом небрежное исполнение своего послушания, когда человек совершает его не перед очами Божиими, как должны делать живущие в монастыре, а только перед людьми.
Какие конкретные меры можно принять в этом случае?
Начинать надо с того, чтобы побеждать себя в малом. Например, если утром, когда проснулся, хочется полежать еще несколько минут по вине нерадения, перебори это желание и тотчас вскочи с постели.
А что надо при этом предпринять духовнику?
Духовник должен чем-нибудь заинтересовать человека, чтобы работа была для него интересной, захватывающей, чтобы он видел плоды своей работы и весь втянулся в нее.