«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Святые Отцы говорят, что надо возвратить благодать тем путем, каким она ушла.
Может ли человек заметить сам, что он впал в нерадение?
Симптом нерадения это сокращение и оставление молитвенного правила. Другой симптом небрежное исполнение своего послушания, когда человек совершает его не перед очами Божиими, как должны делать живущие в монастыре, а только перед людьми.
Какие конкретные меры можно принять в этом случае?
Начинать надо с того, чтобы побеждать себя в малом. Например, если утром, когда проснулся, хочется полежать еще несколько минут по вине нерадения, перебори это желание и тотчас вскочи с постели.
А что надо при этом предпринять духовнику?
Духовник должен чем-нибудь заинтересовать человека, чтобы работа была для него интересной, захватывающей, чтобы он видел плоды своей работы и весь втянулся в нее.
Как помочь человеку вернуться к молитвенной жизни?
Духовнику надо разобраться, помочь человеку уяснить вопрос, как он потерял благодать. Именно в этом направлении человек должен работать над собой, чтобы вернуть благодать снова.
Человек впал в прелесть, не слушается духовного отца и старших, ничего не спрашивает, решает сам то, на что не имеет права, желает стать личностью, не забытой в истории человечества. Как выйти из этого состояния?
Надо смирить этого человека, дать ему самые низшие послушания.
Если в монастыре утвержденная священноначалием игуменья, от которой в обители очень многое зависит, впала в такое состояние, можно ли что-то сделать? Если она заявляет: «Здесь я митрополит»,имеет ли духовник право ее смирить?
Святые Отцы говорят, что блудников могут исправить люди, тщеславных ангелы, а гордых только Бог.
Как Вы думаете, за какими монастырями будущее: за теми, которые развиваются в городах, центрах цивилизации, где люди все-таки ищут Бога, или за удаленными от мирских соблазнов уединенными обителями в деревнях, где большая часть населения далека от веры?
Будут крепкими те монастыри, которые основаны на подвиге, а не на благодеяниях мирских людей.
Но монашеский подвиг очень разнообразен: есть подвиг аскетический, который является вторым этапом по Святым Отцам, а первый подвиг, который предстоит человеку, пришедшему в монастырь,это подвиг служения ближним. Отсюда такая специфика современных монастырей.
Подвиг служения ближним это не монашеская, а общехристианская заповедь. Но у монахов она имеет определенные формы. Это, прежде всего, молитва за весь мир и личная аскеза.
Но чтобы стать таким монахом, по Святым Отцам, человек должен еще некоторое время прожить в общежитии, прийти в определенное состояние. Большинство из нас еще не достигло такого состояния.
Само общежитие уже требует от человека посещения храмовых молитв, борьбы со своими помыслами и хранения имени Иисуса Христа в своем сердце. Каждый монах должен творить Иисусову молитву, будь он хоть пустынник, хоть общежительный монах. Преподобный Серафим Саровский говорил, что монах без Иисусовой молитвы это горелая головешка.
Согласны ли Вы с тем мнением, что по немощи монашества и по невозможности нести древние аскетические подвиги в той мере, как их несли раньше, все более возрастает значение монастырей как проповедников Православия, то есть миссионерское?
Один подвижник обращал своей проповедью тысячи народов, потому что ему содействовала благодать. А сейчас десять учителей не могут обратить в христианство одного человека. Для того, чтобы обратиться к христианству, нужно христианство увидеть. В лице миссионера люди должны увидеть человека, преображенного благодатью Духа Святаго. Тогда они поймут, зачем нужно принимать христианство.