«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Конечно, поэтому здесь возникает целый узел противоречий. Мне кажется, что этот во­прос должен быть разрешен на более высоком уровне, иерархами. Как можно духовное руко­водство превращать в насилие?

Однако надо сказать, что если духовное ча­до поступило в монастырь и хочет иметь преж­него духовника, то духовник должен заниматься только лишь вопросами внутреннего состояния духовного чада. Он ни в коем случае не должен касаться монастырского уклада, что не подле­жит его компетенции.«Господи! Я – ничто, Ты – все»Как должен поступать послушник, если ежу доверили послушание, например, какое-нибудь ад­министративное, которое, на его взгляд, выше его умственных способностей?

Некий старец сказал послушнику: «Вот тебе кирка, а вот гора; возьми, разбей этой кир­кой гору». Он, ни о чем не думая, взял кирку и стал бить ей о гору до тех пор, пока не упал без чувств от утомления. Он не сомневался в благо­словении старца. Он не смог этого сделать, но послушание исполнил.

Если человека смущает назначенное духов­ником послушание и нет возможности переспро­сить, надо выполнять это послушание или нет?

Я думаю, что это редкая ситуация, когда нет возможности спросить. Скорее всего, чело­век стесняется спросить и не знает, что делать. Он должен победить этот стыд и сказать: «От­че, мне кажется, что я не могу, по таким-то при­чинам, исполнить назначенное послушание. Но как Вы благословите. Или перемените его, или я буду стараться исполнить».

Как правильно рассуждать, если нужно быстро принять решение по серьезному вопросу, а по­советоваться не с кем. Особенно сложно это быва­ет, когда дело касается малознакомой области.

Надо просить, чтобы Господь вразумил; на­до молиться: «Господи! Я ничто, Ты все, я тьма, Ты свет. Сам управь мною, Сам просвети меня, Сам дай мне разум и мудрость исполнить это дело».

А как понять, что это Господь вразумляет, а не помыслы наши? Как выбрать из множества вариантов, которые предстают уму, верный?

Обычно то, что от Бога, то дает мир серд­ца, а когда это от нашего разума, то буря помыс­лов не прекращается.

Должен ли волновать человека, живущего в общине единодушных сестер под руководством об­щего духовника и руководителя общины более деся­ти лет, вопрос, кого духовник назначил старшей сестрой?

Я думаю, что везде должна быть опреде­ленная иерархия. И здесь, в общине, тоже долж­на быть своя маленькая иерархия, которую нуж­но принять и подчиняться ей. Святые Отцы ре­комендовали отсекать свою волю даже перед братом или сестрой, тем более перед старшими. Без этого невозможно вообще никакое дело.

Возможно ли человеку, живущему в общине, не рассматривать поступки других людей? Или это мера только совершенных людей?

Преподобный Симеон Новый Богослов говорит: «Когда ты будешь жить в монастыре, живи так, как будто ты странник, только что пришедший в него».

Достаточно ли начальствующим лицам быть только организаторами работы других людей, или им тоже надо принимать участие в работе?