«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Тот монастырь хорош, в котором сердце наше чувствует благодать.
А если человек сначала чувствует благодать, а через некоторое время понимает, что попал в ад?
Значит, вначале мы ощущали святыни монастыря, а затем наше внимание обратилось к людям с их недостатками.
«С преподобным преподобен будешь, а со строптивым развратишься» (Пс. 17, 26). Если входишь в монастырь, где одни строптивые насельники, то стоит ли там оставаться такому новоначальному, который ни понятий, ни добродетелей не имеет? Или он только повредится?
Хуже там, где неправильно управляют, где заставляют делать неправильные поступки. Обычные же человеческие слабости это, можно сказать, повседневное явление. Монастырь это больница. А в больнице вы увидите и раны, и язвы, и гной, и бинты.
Как Вы относитесь к тому, что в наше время в женских монастырях подчас живут мужчины, например, рабочие,при некоторых женских монастырях есть даже мужские скиты, а в мужских женщины, поскольку там всегда есть женская работа?
Есть постановление VII Вселенского Собора, запрещающее общие монастыри, мужские и женские. Так что здесь налицо нарушение канона.
Дело здесь не в управлении, а в проживании близко друг к другу. В одном из пророчеств преподобного Антония Великого сказано, что будет время, когда монах и монахиня через окошко будут переговариваться друг с другом, настолько близко будут стоять мужской и женский монастыри. Это он считал признаком падения. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Особенно будь осторожен с инокинями. Монах вообще не должен говорить с инокиней. Одним словом можно надолго уязвить другое сердце».
А кто будет духовно окормлять инокинь?
Духовное окормление это другое дело, это необходимость. А здесь мы говорим о стиле жизни.
Иисусова молитва – заповедь для всех христиан С чего Вы посоветуете начать человеку, желающему научиться молитве? Кажется, все и так понятно: нужно постоянно творить молитву, но на деле ум часто отвлекается.
Я думаю, что Иисусова молитва сопряжена с послушанием. Если у человека есть истинное послушание, то учиться Иисусовой молитве легко, и молитва сама будет просыпаться в сердце. Иисус Христос это воплощенное смирение, и поэтому Его имя будет действовать и пребывать в смиренном сердце.
Всякий ли произволяющий может стяжать непрестанную молитву?
Для этого нужно не только желание, но и соответствующий образ жизни. Иисусова молитва не может рассматриваться изолированно от евангельских заповедей и вообще от уклада жизни человека. Евангелие и Иисусова молитва, в сущности,одно и то же. Для того, чтобы Иисусова молитва вошла глубоко в сердце, человек должен стараться в своей жизни исполнять евангельские заповеди, а если он монах то обеты монашества.