«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Душевное наслаждение это некое чувство неги, определенное состояние, когда человек погружается в какие-то неясные, темные ощущения своей души. При этом меркнет сознание человека, он теряет трезвость, он как бы опьяняется этим наслаждением. В каждой такой душевной сладости есть определенная «доза» блудной страсти.
Почему демоны в большей степени нападают на человека, пребывающего в спокойном состоянии, чем тогда, когда он с утра до вечера работает? Ведь в спокойном состоянии человек может больше внимания и времени уделить молитве, чем, находясь на работе, в суете, среди людей.
Грех не вне нас, а в нас самих, и, когда человек пребывает в спокойном состоянии, он начинает активно проявлять себя. Поэтому для монаха состояние покоя может быть весьма опасным состоянием вместо молитвы могут появится страсти. Для монаха физический труд, не до изнеможения, а до определенной степени усталости, необходим. В одном патерике повествуется о старце, который заставлял послушников, когда им нечего было делать, переносить камни от одной стены к другой, а затем обратно.
Где граница между трезвым представлением о человеке, с которым я общаюсь, и осуждением? Как исполнять заповедь «не судите», если невольно прикидываешь, что за человек перед тобой? Особенно тогда, когда возникают деловые отношения.
Надо трезво относиться к делам человека, его свойствам и характеру. Осуждать человека значит, осуждать не его дела и поступки, а осуждать саму личность, как бы отвергать ее, как бы брать на себя роль судьи над тем, кто не подвластен нам.
Часто осуждение других рождается из тщеславия. Как бороться против осуждения? Можно молиться против этого, но как действенно отказаться от этого греха?
Когда нам захочется осудить кого-нибудь, прежде всего, надо помолиться о нем. Тогда не захочется осуждать. А если уже осудили, то перед сном положим три поклончика о том, кого мы осудили, с молитвой, чтобы Господь исправил его.
Какое внутреннее делание должен иметь монах ежедневно? Можно ли считать усилия по сохранению своего душевного мира таким ежедневным трудом?
Это и труд, и в то же время это должно быть постоянным состоянием монаха. Бдение, трезвение и молитва ежедневное внутреннее делание монаха.
Один современный духовник заметил, что женщинам свойственно властолюбие. Какой труд должно предпринять лицо женского пола для преодоления этой страсти, и может ли помочь в этом духовник?
Дело в том, что женщине, кроме властолюбия, часто бывает свойственна переоценка собственных сил. Ей кажется, что она может сама давать ценные советы духовнику, может защитить духовника от его врагов, может правильно оценить ситуацию,одним словом, берет на себя как бы труд не слушаться, а руководить духовником. Поэтому, что касается женщины, то она должна помнить слова апостола Петра о красоте молчаливого духа (1 Пет. 3, 4).
Иногда душа бывает в ожесточении, в претензии к ближнему, в обидах. При попытке творить молитву Иисусову не возникает ни чувства раскаяния, ни сожаления о своем бесчувствии. Надо ли, вопреки состоянию души, читать молитву Иисусову, или сначала привести себя в покаянное устроение, например, исповедоваться?
Нужно рассказывать своему духовнику о таком чувстве. А духовник уже скажет, от грехов ли это, или душа вступила в борьбу с демоном уныния. Надо найти причину такого состояния и бороться не с самим состоянием, а с его причиной.
У Святых Отцов упоминается такое делание, как бдение. Что в наше время может быть бдением? Вообще, возможно ли это для современного человека?