«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Следующая трансформация гуманизма, по нашему мнению, это рационализм.

Романтизм, обожествляя человеческую личность и человечество, все-таки что-то требовал от человека и к чему-то обязывал его. В недрах романтизма слагались такие понятия, как «сословные традиции», «сословная честь»; главной опорой романтизма была аристократия. Но нигилизм уже подточил его корни, - гуманизм вступал в новую фазу. Если в романтизме был обожествлен человек, то рационализм перешел от целого к частному, он выделил одну из сил и способностей души человека -рассудок, и приписал ему божественное могущество. Рассудок человечества представлялся силой, для которой не существует преград. Все мировые загадки и тайны раскрывались человеческому рассудку, здесь дело заключалось только во времени. Логика признавалась тем универсальным инструментом, который раскрывает любые замки. Модели любых реалий и даже самого мироздания, построенные рассудком, казались истиной, лишь бы они отвечали логической проверке. Наука становилась

культом человеческого разума. Ученые и философы заняли место жрецов и теургов, их слова принимались как откровение. Модные теории воспринимались, как вечные истины, а самые банальные суждения сопровождаемые ссылками на науку звучали как открытие. Ученые «священнодействовали» в лабораториях, а философы «вещали» как пророки. Рационализм начался схоластикой. Рационализм закончился самым вульгарным пантеизмом, хотя на нем продолжают паразитировать такие чуждые рационализму системы, как материализм и атеизм. Схоластика профанировала религию, относясь к Божеству как предмету дискурсивного мышления. Рационалистическое «науковерие» использовали почти все современные диктаторы для того, чтобы держать народ в состоянии умственного гипноза. Мыслить «по-научному» призывали Гитлер и Сталин. Религия не вкладывается в рамки логизма; она не обнаруживается в эксперименте; она не развивается по схемам эволюции. Поэтому рационализм вступает в борьбу с религией не на жизнь, на смерть, вернее здесь две религии: одна - это вера в абсолютный, божественный Дух, другая - это вера в человеческий разум, который ткет, как паук паутину, сеть суждений и умозаключений. Рационализм выступает против христианства то в союзе с наукой, то в союзе с театром, то с кем попало. Во времена революции были попытки создать религию человеческого разума с ритуалами, представляющими

осмеяние христианских ритуалов и таинств. Вся библейская критика и антирелигиозная литература были написаны с позиции рационализма и пестрели такими словами, как просвещение, прогресс, цивилизация и наука.

Итак, под натиском нигилизма гуманизм отступает от позиции романтизма. Следующей его опорной площадкой оказывается рационализм. Здесь его русло разделяется на два потока: I оккультизм; II — атеизм.

Наша интеллигенция имеет внутреннее тяготение к оккультизму и легко бросается, как рыба на удочку с червями, на любые оккультные системы. В чем тайное очарование оккультизмом? Мы видим три фактора.

I. Оккультизм не обязывает человека бороться со своими чувственными и интеллектуальными страстями. Христианство предъявляет человеку нравственные требования, относящиеся не только к общественной этике, но и к внутреннему состоянию сердца. Оккультизм, напротив, ничего не требуя от человека, обещает ему дать средства, как некий талисман, при помощи которых человек может действовать на окружающий мир в соответствии со своими желаниями.

II. Основа христианской аскезы — это борьба с гордыней. Оккультизм, напротив, развивает человеческую гордыню до необъятных размеров. Человек, занимающийся оккультизмом, становится похожим на демона. Оккультизм обещает человеку власть над людьми посредством определенных манипуляций. Христианство учит кто хочет быть первым, пусть будет последним, а интеллигент хочет быть первым и здесь и там... Где-то в душе он понимает всю ложь, порочность, гибельность этого мира духовных насилий, но успокаивает себя мыслями о том, что существует белая и черная магия, которые находятся в антагонизме друг с другом. Белая магия - это обращение не к бесам, а к каким-то неведомым космическим духам и при ее помощи можно совершать много добрых дел. Удивительно легко наш интеллигент становится суеверным, тем более, если сравнить, как трудно стать ему верующим христианином. Он доверяет шарлатанам, которые именуют себя иллюминатами и розенкрейцерами подобно тому, как крестьяне 20-ых годов верили, что революция и войны ведутся только для того, чтобы дать им землю.

Оккультизм приписывает магическую силу самому человеческому слову. Ему подчинены даже демоны. Слово представляется могучим, вроде рычага, который управляет миром. На этом оккультном рационализме построена система каббалы. Знания мантр, заклятий и имен, соединенные манипуляциями — языком жестов, представляют собой убогую сущность оккультизма. Инициации и посвящение в высшие ложи сопряжены с открытием

новых оккультных имен, нередко имеющих своими корнями имена языческих божеств и демонов.

Слова имеют самостоятельную творческую силу; имя обуславливает личность и жизнь человека - учат оккультисты. Оккультизм в духе иллюминатства и розенкрейцерства принял у наших интеллигентов форму медитации агрессивного характера и построений фантастических картин, созданных неукротимым воображением и при этом претендующих на научную систему.

Другой вид рационализма - это рационалистический атеизм. Его можно разделить на атеистический идеализм и атеистический материализм. Первый уничтожает понятие Божества не через Его прямое отрицание, а через философские профанации. Для него Бог не абсолютная, живая Личность, а некая разумная формообразующая сила. Чаще всего Божество идентифицируется с космосом, т.е. атеистический рационализм принимает облик пантеизма. Самую злостную карикатуру на Божество нарисовал Гегель. В его грандиозной системе, претендующей на модель мировой истории и похожей в своей сущности на грезы ареопага, подвергшиеся строгой и пунктуальной логизации. У Гегеля Бог выступает, как беспомощный дух, заблудившийся в космическом лабиринте, построенном им самим. Этот абсолют, потерявший самопознание, похож не то на слепого, не то на склеротического старца, который беспомощно цепляется за человека, чтобы воспользовавшись человеческим интеллектом, через него проявить и найти себя. Бог Гегеля, как утопающий, хватается за свое творение - человека, чтобы не утонуть в океане самозабвения. Древние идеалисты считали материю «гробом» для души. Современные рационалисты гегелианского толка считают космос ловушкой для Божества, который мог бы оказаться его гробом, если бы человечество не спасло этого «обезумевшего» абсолюта.

Особенно заслуга в этом принадлежит Гегелю, который через свой философский интеллект дал возможность Божеству обрести самосознание и, так сказать, «понес» Божество на своих плечах. Мы верим, что человечество было спасено на Голгофе в Иерусалиме. Гегелианцы верят, что Божество было спасено в Берлине.

По нашему мнению, эта мрачная карикатура, которая как бы подвела итог атеистическому идеализму, хуже, чем брань и беснование атеистов материалистического толка. Надо сказать, что из лагеря гегелианцев вышли самые злостные и коварные враги христианства, тогда как из лагеря материалистов в большинстве случаев вышли литературные хулиганы.