«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

II. Основа христианской аскезы — это борьба с гордыней. Оккультизм, напротив, развивает человеческую гордыню до необъятных размеров. Человек, занимающийся оккультизмом, становится похожим на демона. Оккультизм обещает человеку власть над людьми посредством определенных манипуляций. Христианство учит кто хочет быть первым, пусть будет последним, а интеллигент хочет быть первым и здесь и там... Где-то в душе он понимает всю ложь, порочность, гибельность этого мира духовных насилий, но успокаивает себя мыслями о том, что существует белая и черная магия, которые находятся в антагонизме друг с другом. Белая магия - это обращение не к бесам, а к каким-то неведомым космическим духам и при ее помощи можно совершать много добрых дел. Удивительно легко наш интеллигент становится суеверным, тем более, если сравнить, как трудно стать ему верующим христианином. Он доверяет шарлатанам, которые именуют себя иллюминатами и розенкрейцерами подобно тому, как крестьяне 20-ых годов верили, что революция и войны ведутся только для того, чтобы дать им землю.

Оккультизм приписывает магическую силу самому человеческому слову. Ему подчинены даже демоны. Слово представляется могучим, вроде рычага, который управляет миром. На этом оккультном рационализме построена система каббалы. Знания мантр, заклятий и имен, соединенные манипуляциями — языком жестов, представляют собой убогую сущность оккультизма. Инициации и посвящение в высшие ложи сопряжены с открытием

новых оккультных имен, нередко имеющих своими корнями имена языческих божеств и демонов.

Слова имеют самостоятельную творческую силу; имя обуславливает личность и жизнь человека - учат оккультисты. Оккультизм в духе иллюминатства и розенкрейцерства принял у наших интеллигентов форму медитации агрессивного характера и построений фантастических картин, созданных неукротимым воображением и при этом претендующих на научную систему.

Другой вид рационализма - это рационалистический атеизм. Его можно разделить на атеистический идеализм и атеистический материализм. Первый уничтожает понятие Божества не через Его прямое отрицание, а через философские профанации. Для него Бог не абсолютная, живая Личность, а некая разумная формообразующая сила. Чаще всего Божество идентифицируется с космосом, т.е. атеистический рационализм принимает облик пантеизма. Самую злостную карикатуру на Божество нарисовал Гегель. В его грандиозной системе, претендующей на модель мировой истории и похожей в своей сущности на грезы ареопага, подвергшиеся строгой и пунктуальной логизации. У Гегеля Бог выступает, как беспомощный дух, заблудившийся в космическом лабиринте, построенном им самим. Этот абсолют, потерявший самопознание, похож не то на слепого, не то на склеротического старца, который беспомощно цепляется за человека, чтобы воспользовавшись человеческим интеллектом, через него проявить и найти себя. Бог Гегеля, как утопающий, хватается за свое творение - человека, чтобы не утонуть в океане самозабвения. Древние идеалисты считали материю «гробом» для души. Современные рационалисты гегелианского толка считают космос ловушкой для Божества, который мог бы оказаться его гробом, если бы человечество не спасло этого «обезумевшего» абсолюта.

Особенно заслуга в этом принадлежит Гегелю, который через свой философский интеллект дал возможность Божеству обрести самосознание и, так сказать, «понес» Божество на своих плечах. Мы верим, что человечество было спасено на Голгофе в Иерусалиме. Гегелианцы верят, что Божество было спасено в Берлине.

По нашему мнению, эта мрачная карикатура, которая как бы подвела итог атеистическому идеализму, хуже, чем брань и беснование атеистов материалистического толка. Надо сказать, что из лагеря гегелианцев вышли самые злостные и коварные враги христианства, тогда как из лагеря материалистов в большинстве случаев вышли литературные хулиганы.

Следующий вид рационализма - это атеистический материализм. Здесь мы сразу же сталкиваемся с противоречием. Материализм учит, что человек это существо не только происходящее от вымерших видов обезьян, но находившееся в процессе беспрерывной эволюции, т.е. в перспективном переходе в другую форму. По сравнению с этим будущим высшим приматом современное человечество окажется в состоянии невежества и дикости, каким современная материалистическая антропология представляет общество питекантропов или других «джентльменов», проживающих в пещерах. Если, по мнению материалистов, мысль — это продукт мозга, а мозг это особая развивающаяся биоматерия, при том, согласно диалектике, развивающаяся скачками, изменяясь качественно, а по теории мутации это развитие происходит непредсказуемо, то как несовершенная материя, находясь между прошлым и убегающим вперед будущим, находится в постоянном состоянии незавершенности, т.е. полуфабриката. Как такая материя может претендовать на знания первопричины, начала и цели бытия или же об их отсутствии. Как несовершенный субстрат может произвести совершенный продукт, который называется истиной?

Атеистический материализм, забыв свое учение о мозге, как развивающейся материальной структуре, утверждает, что человеческая мысль является идеальным инструментом создания мира — не только его физического, но и метафизического плана. Чтобы выйти из тупика рационалисты ввели понятие «относительной истины». Эти два слова, соединенные в один тезис, по содержанию несовместимы друг с другом и превращаются в бессмыслицу.

Истина не может быть относительной и эфемерной. Неполны, поэтому всегда относительны, наши знания, на которых строятся гипотезы как предположения, но приклеить к ним слово «истина» это значит уничтожить само понятие об истине. Это не устраивает материалистов, поэтому материалисты идут на следующую манипуляцию: последнюю популярную теорию они преподносят, как окончательное слово науки, только не ставят в конце своей теоретической эвристики слово «аминь», чтобы не напомнить о религии.

Атеистический материализм декларативно заявляет, что он основан на научных данных и часто называет себя «научным мировоззрением». Это понятно, он одевает чужой халат, чтобы не оказаться голышом, но он лжет, утверждая, что это его собственная одежда.

Фактология нейтральна по отношению к идеологическим и материалистическим теориям, она не может оперировать категориями вечного и бесконечного, а также доказать и опровергнуть существование Божества, даже более, существование законов и целесообразности в видимом нам мире, особенно в биологических существах, скорее говорит о присутствии высшей разумной силы, но не доказывает ее.

Несмотря на бодрое заявление рационалистов: «наука доказала», «наука опровергла», «триумф человеческого разума», «торжество научного мировоззрения» и т.д., люди видят, что гипотезы и теории возникают и рушатся на их глазах. Одним и тем же фактам на основании одной и той же логики дается различная интерпретация.

Когда наука впадает в абстракции, то ее история становится похожей на архив теорий и кладбище гипотез. В этом архиве уже готовится место для современных теорий.