«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ: Прежде всего, надо определить, что представляет собой звездный и солнечный год. Если мы возьмем на мыслен­ном пути солнца звезду, как неподвижный ориентир, то круг, совершаемый солнцем по отношению к этой звезде, то есть время вторичного прохождения солнца через нее, составит сфериче­ский, или звездный год. Полный круг, заключающий 360 граду­сов. Вторичное прохождение солнца через точку весеннего рав­ноденствия (когда продолжительность дня и ночи одинакова) представляет собой тропический, или звездный год. Из-за волчкообразного движения земли вокруг своей оси точка весеннего равноденствия смещается по направлению к солнцу; это движе­ние называется прецессией. Здесь движение солнца в косми­ческом пространстве уже не представляет завершенной окруж­ности, и тропический год оказывается укороченным по отноше­нию к звездному году приблизительно на 20 минут. Год юлиан­ского календаря имеет среднюю гармонизирующую величину между этими годами, отличаясь от тропического года на 11 ми­нут, а от звездного - на 9 минут. Таким образом, юлианский год - это звездно-солнечный год с некоторым приближением к звезд­ному времени.

Вопрос: Какие циклы можно отметить еще в юлианском ка­лендаре?

Ответ: Четырехлетний цикл, который заключает три про­стых и один високосный год. 28-летний цикл, когда совпадают число месяца и дни недели. Великий Индиктион - 532-летний пе­риод, в котором повторяются величины и характеристики всех предыдущих циклов.

В григорианском календаре число простых и високосных го­дов в каждом столетии не совпадает, остальные указанные цик­лы разрушены. Библейское космическое измерение заменено тропическим годом - плоским и утилитарным. Многомерные из­мерения времени были сведены к двухмерному: земля - солнце. По отношению к лунному месяцу (фазам луны) григорианский календарь оказался не созвучным, как юлианский календарь, а параллельным (т.е. изолированным).

Вопрос: Некоторые считают, что григорианский календарь представляет собой только реформу юлианского календаря, где исправлена неточность, но оставлены прежние принципы. Так ли это?

Ответ: Если бы это было так, то незначительная реформа календаря, заключающаяся в уточнении измерений, не дала бы права календарной комиссии назвать его новым именем. Юлиан­ский календарь подвергся незначительным изменениям при им­ператоре Августе, но от этого не стал называться августинским или октавианским. Новое название календаря - григорианский - свидетельствует о том, что реформа касалась самой сущности ка­лендаря как системы, а именно - замены космических ориентиров. Знаменательно, что календарную комиссию при папе Григо­рии XIII возглавил иезуит Хрисоф Клавдиус.

Вопрос: Несколько отклоняясь в сторону от темы, мы хоте­ли бы спросить: какую роль играл Иезуитский орден по отноше­нию к календарю?

Ответ: Иезуитский орден отличался узким практицизмом, неразборчивостью в средствах и приземленностью цели. Силой этого ордена была беспрекословная дисциплина, доходящая до обезличивания членов ордена. Унификация культур, в том числе унификация календаря, соответствовала духу этого ордена. Устав ордена регламентирует жизнь иезуита до мельчайших подробностей, которым мог бы позавидовать Талмуд. Насиль­ственный коллективизм и казарменный тип колоний, основанных иезуитами, превращали человека в робота с заданной программой. Крайний рационализм, замена мистики театральностью, стремление ко всеобщей унификации и обезличиванию, во мно­гом предвосхищавшие методы коммунизма, должны были отра­зиться на детище иезуитов - григорианском календаре.

Мистика, символизм, красота и гармония юлианского кален­даря были отброшены как ненужный хлам; календарь был про­кручен сквозь узкое мышление рационалистов, как через мясо­рубку: от него было оставлено только то, что отвечало новой шкале ценностей, на вершине которой находились практицизм, унификация и обезличивающий коллективизм. Не научные до­стижения, а духовное снижение, приземленность и ползучий позитивизм создали в протестантских странах Европы поле для распространения этого календаря. С католическими странами дело обстояло проще. Папа, "безгрешный" папа, объявлялся творцом календаря. В честь реформы была изготовлена медаль с изображением Григория XIII и надписью "лучший из священни­ков" (буквально - жрецов). Указ (булла) папы повелевал като­ликам безоговорочно принять новый календарь под угрозой от­лучения от Церкви. Голоса известных католических ученых, ко­торые раздались против календарной реформы, вскоре замолкли перед угрозой отлучения. Самыми энергичными распространите­лями григорианского календаря в то время были не ученые, а иезуиты. Григорианский календарь был воспринят православны­ми как папский календарь не потому, что он происходил из Ри­ма, а потому, что нес в себе разрушительный дух иезуитского рационализма - напомним, что модель "расширяющейся вселенной" возникла в католической среде (аббат Лемарк), однако мы не называем эту гипотезу "папистской". В григорианском календаре из периода в 400 лет изымались три високосных года путем замены их простыми годами, вследствие чего указанные в юли­анском календаре ритмы перестали действовать, подобно тому, как дает перебой огромный механизм, если вынуть из него одну деталь.

Кроме того, григорианский календарь стремится к мак­симальному приближению к тропическому году, однако сам тропический год, в отличие от звездного, не является постоянной величиной, а подвержен значительным колебаниям из-за вибра­ции поверхности земли, поэтому торжественное заявление папы Григория XIII о том, что он "остановил точку весеннего равно­денствия", не соответствует действительности. Эта точка каждый год производит зигзаги. Григорианский календарь, как сезон­ный, должен был превратиться в бюллетень для земледельцев, ремесленников и политиков. Но в двух первых случаях не впол­не достигнута даже эта утилитарная цель, так как времена и ха­рактер сезонов в разных странах и местностях различны и зави­сят от множества факторов, которые не может вместить и согла­совать ни один стабильный календарь.

Вопрос: Имеются ли фактические доказательства того, что величины юлианского календаря производили согласование сол­нечного и звездного года, и возможны ли математические прос­четы и неточности, зависящие от уровня современной юлианско­му календарю науки?

Ответ: Математическая ошибка не может создать гармони­ческой системы с повторяющимися периодами и ритмами, кото­рые отличаются постоянством, точностью, если так можно ска­зать, "математической красотой". Материалистическое мышление стремится свести все мироздание к "серии случайностей", а рели­гиозное сознание видит причину явлений. Теперь ответим на этот вопрос более конкретно. Юлианский календарь был создан алек­сандрийскими астрономами во главе с Созигеном в середине I в. до Р.Х. и объявлен государственным календарем Римской импе­рии в 44 году до Р.Х. Греческий астроном Гиппарх, живший столетием раньше Созигена, составил астрономические таблицы, где звездный год был вычислен с фантастической точностью и отличается от современной нам принятой величины звездного года только на 20 сек. Что же касается солнечного года, то Гиппарх определил его с отклонением на 6 мин., и это может быть объяснено - солнечный год нестабилен. Что касается лунного ме­сяца, то уже в Вавилонских таблицах он доходил до точности в пределах двух секунд. До сих пор непонятно, как астрономы древности, не будучи оснащены такой аппаратурой, которой об­ладает наш технологический век, могли достичь столь высоких результатов.

Созиген имел в руках таблицы Гиппарха, но пошел иным пу­тем - путем гармонизации времени, положил в основу календаря цикличность и ритм. Надо сказать, что величайший астроном древности Птолемей, живший во 2-ом веке по Р.X.,использовал таблицы Гиппарха, однако в измерении года он пошел не за Гиппархом, а за Созигеном. Поэтому мы видим здесь не ошибку древних астрономов, а скорее высшую культуру их научного мышления, их восприятия времени не только как протяжен­ности, но как гармонии и ритма. В этом отношении характерно, что многие календари древнего мира сохраняли числовое изме­рение года как 365,25 суток, как гармонирующее число. Харак­терно также, что иудаистский календарь, являющийся ветхозаветным храмовым календарем, относится к лунно-солнечному году и, несмотря на сложность своей структуры, имеет средний год, приближающийся к юлианскому году. Здесь тайна вечности, которую не так просто увидеть через телескоп.

Что касается знаний древних, то они не укладываются в при­митивную линейную схему эволюции. Немецкий астроном Херхман в книге "Открыватели неба" пишет, что тех, кто захотел бы восстановить дошедшие до нас памятники зарождения и разви­тия древней астрономии, ожидало бы разочарование, - таких па­мятников не существует, а дошедшие до нас со II тысячелетия до Р.Х. памятники отражают уровень астрономии как высокоразви­той науки. Кроме того, эти памятники представляют собой документы, написанные иероглифами и нарочито зашифрованным письмом, которые не до конца доступны нашей интерпретации. Во времена папы Григория XIII (конец XVI столетия) европей­ская астрономия не обладала знаниями, принципиально отли­чающимися от тех, которыми обладала античная древность и средневековый мусульманский мир. Измерения звездного года повторяли таблицы Гиппарха и Птолемея. Лунный мусульман­ский календарь, основанный на древнейших календарных системах, до сих пор поражает современных ученых точностью. Зна­менитый математик и поэт Омар Хайям высчитал тропический год и создал свой календарь, математически более точный, чем создала спустя полтысячелетия комиссия астрономов при папе Григории XIII. Еще до Григория и Хайяма, в другом уголке ми­ра, в Центральной Америке, самобытная культура индейских племен создала календарь майя, более точный в своих парадигмах, чем все известные нам евроазиатские календари. К сожале­нию, в мышлении многих наших современников срабатывает яв­но или подспудно школьное представление о происхождении че­ловека от зверя, или о древности как о периоде дикости. Этот псевдонаучный миф об эволюции мешает нам видеть истинную картину истории науки.