«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ответ: Обычно эти два понятия согласуются друг с другом. Традиция - это консервация (сохранение) лучшего, что создано народом. Церковная традиция - это сохранение того, что дано людям Божественным Откровением. Если Церковь сравнить с оазисом, то традиция будет оградой, которая защищает его от песков пустыни. Если сравнить Церковь с живым организмом, то традиции можно сравнить с иммунной системой, которая распознает и уничтожает инородное тело, вторгшееся в его живую среду. Традицией является структурирующая защитная сила Церкви. Только живя в традициях Православия, можно чувство­вать дух Православия.

Нарушение иммунной системы влечет за собой болезнь и нередко смерть. Одна из самых страшных и не­излечимых болезней современности - это СПИД, разрушающий иммунную систему человека, когда болезнетворное начало, не встречая заслона, проникает в организм человека и уничтожает его. Скрытый период болезни может длиться долгое время, но затем развязка наступает быстро и необратимо. Ломка традиций - это, своего рода, духовный СПИД, при котором Православие остается открытым для инородных и ложных учений: яд, по­павший в кровь, превращает кровь в яд.

Без традиции невоз­можна не только религия, но культура и самосознание народов. Консерватизм Англии вошел в поговорку. Страна сохраняет древние законы и обычаи народа. Китай и Япония не расстаются с системой иероглифов, так как эти народы знают, что в случае реформ, багаж, накопленный и хранимый веками, будет выбро­шен за борт корабля истории, более того, изменится стиль их мышления, они станут другими нациями. Израиль предпочитает строго хранить традиции, он реанимировал древнееврейский язык иврит и сделал ветхозаветный календарь своим государ­ственным календарем. Мусульманские религиозные общины до­рожат своим ритуальным лунным календарем. Вопрос о риту­альном календаре для мусульманского мира столь важен, что даже в Коране имеется указание, каким должен быть календарь (лунный календарь без вставных дней и месяцев). Почему же мы, из страха прослыть обскурантами и консерваторами, долж­ны разбазаривать свои ценности?

В наш век мы видим парадок­сальное явление: с одной стороны, технократия и средства мас­совой информации с однотипными программами способствуют обезличиванию людей и превращению народов в толпу, с другой стороны, все громче раздаются голоса о том, что надо беречь, сохранять и возрождать традиции, чтобы противостоять нрав­ственной и духовной энтропии (дурная, деструктивная, хаотиче­ская энергия). Еще недавно традиция отождествлялась с реакци­ей. Жестокий опыт прошлого показал, что ломка и уничтожение традиций во имя мнимого прогресса превращается в разновид­ность каннибализма, "пожирания потомками своих предков". Еще недавно властвующий в науке панкритицизм заставлял нигилистически относиться к памятникам прошлого, с подчеркну­тым скептицизмом отвергать первоисточники, как поздние фаль­сификации, или искажать их по своему произволу. Такой рево­люционный критицизм во имя свободы мысли на самом деле оказался направленным против науки. Чтобы разрушать рево­люциями или реформами не нужно иметь ничего, кроме самоуверенности, чтобы сохранить традицию нужна преемственность культуры и жизнь в этой традиции. Царь Соломон писал: время разбрасывать камни и время собирать камни. Разбросанные и разбитые камни храмов и алтарей обличают, безмолвно вопиют не только о тех, кто разбивал их молотом и киркой в руины, но и о тех, кто подготавливал этот процесс, разрушая дух народа.

Мы получили достаточно уроков, чтобы понять, что, отказавшись от традиции, как от одежды, мы окажемся не свободными, а го­лыми. Мы окажемся похожими на жителей тихоокеанских ост­ровов, которые меняли драгоценности, янтарь и жемчуг на стек­лянные бусы, зеркала и лезвия ножей. Им нельзя отказать в своеобразной логике и практицизме, ножом можно обрезать вет­ку, а в зеркале увидеть свое лицо или забавляться, пуская сол­нечные зайчики: цену драгоценных камней и золота эти люди узнали впоследствии, уже потеряв их.

Вопрос: Вы говорили о ломке традиции революциями. Можно ли найти соответствие между драматическими событиями жизни народа и сменой календарных систем?

Ответ: Я думаю, что можно, особенно тогда, когда новая общественная структура хочет, чтобы народ забыл свою само­бытную историю. Одним из древнейших египетских календарей был звездный календарь Сотиса (Сириуса), который насчитывал 365 дней в году. Он имел великий год, который был равен 1460-ти годам, известный как египтянам, так индусам, китайцам и другим народам. Величина года 365,25 суток была сохранена для своего календаря великим Созигеном. По свидетельству Платона воинственные кочевые племена гиксосов, завоевав Еги­пет, ввели стабильный, возможно солнечный, календарь. Гиксосы, естественно, хотели, чтобы в сознании народа его история начиналась с их династии. После долгой борьбы власть гиксосов была свергнута, и фараоны, как наследники прежних местных династий, восстановили свой традиционный календарь. Этому вопросу придавалось столь важное значение, что фараон, наследовавший престол, давал торжественную клятву не менять кален­даря. Только после воцарения новой греческой династии Птоле­меем Эвергетом был издан указ о введении нового календаря со стабильным годом. В 30-ом году до Р.Х. Египет был завоеван римлянами и вскоре превращен в провинцию. Потеря самостоя­тельности Египтом ознаменовалась учреждением календаря, ко­торый был назван стабильным александрийским календарем. Аналогичные картины мы можем увидеть в истории других народов. Характерно, что после французской революции 1793 года революционное правительство Робеспьера, уничтожившее значи­тельную часть французской интеллигенции и духовенства, уси­ленно создает комиссию по разработке проекта нового календа­ря, которую возглавили Лаплас и Ромм. Революционное прави­тельство не скрывает своих целей. Новый календарь должен по­хоронить воспоминания о Библии и христианской семидневной неделе, летоисчисление ведется со дня свержения монархии, не­деля состоит из 10 суток. Календарь должен прославить деяния революции, это отражено в названиях пяти вставочных дней. Календарь французской революции по своей структуре оказался повторением староперсидского календаря огнепоклонников. Вскоре Ромм покончил жизнь самоубийством (он перерезал вены перочинным ножом, чтобы избежать гильотины). Его календар­ное детище просуществовало до 1808 года, когда Бонапарт озна­меновал свое правление реставрацией прежнего григорианского календаря. В 1871 году власть в Париже захватили коммунары, которые, по образному выражению Маркса, «штурмовали небо». Революционная коммуна ознаменовала себя двумя мероприятия­ми в осажденной столице: расстрелом Парижского архиепископа и возобновлением календаря Ромма, который просуществовал вместе с Коммуной приблизительно 2,5 месяца и был погребен под обломками баррикад.

После революции 1917 года одним из первых декретов советской власти за подписью Ленина и Чичерина было введение нового календаря. У народа не спросили, желает ли он перемены календаря. Если смотреть на революцию не только как на социально-политическое, но вместе с тем и оккультное явле­ние, то календарный вопрос представится нам более глубоким и многозначным.

Вопрос: В каком взаимоотношении находятся григорианский и местные календари в различных странах мира?

Ответ: В тех мусульманских странах, которые приняли григорианский календарь, лунный календарь остается не только ритуальным календарем верующих, но и бытовым календарем населения. Лунный календарь пользуется неприкосновенностью и уважением. Правительства этих стран никогда не посягали на права мечети иметь свое историческое времяисчисление. В Китае григорианский календарь стал внедряться в общественные струк­туры после поражения боксерского восстания, а в 1949 году, когда победила революция и была провозглашена КНР, григо­рианский календарь был объявлен государственным. Однако в настоящее время многие газеты, журналы и книги содержат па­раллельные даты из 60-летнего китайского календаря. В Японии правительственным указом 1979 года предписывалось рядом с датами по григорианскому календарю ставить даты японского национального календаря, учитывающего императорские династии.

В Индии григорианский календарь появился в 1853 году, когда Индия была колонией. Вскоре после провозглашения Ин­дии суверенным государством, был учрежден "Всеиндийский традиционный календарь", который по числовым данным совпа­дал с григорианским годом, но отличался от него началом лето­исчисления, "эрой сане". В Индии существовали и существуют множество местных календарей, поэтому обычно рядом с датой государственного календаря ставится дата местного народного календаря. Как видно, в этих странах сосуществование календарных систем рассматривается как положительный фактор для сохранения национальных культур.

Вопрос: Имеются ли в прошлом примеры сосуществования нескольких календарных систем в одном государстве?

Ответ: Таким примером является, прежде всего, Римская империя. В 46 году до Р.Х. Юлий Цезарь объявил юлианский календарь общегосударственной системой времяисчисления. Од­нако государственная администрация не принимала никаких на­сильственных мер для его распространения. Римляне умели ува­жать традиции и обычаи народов, входящих в огромный кон­гломерат мировой империи. Не только культовые и ритуальные календари, но национальные и религиозные календари, а их насчитывалось несколько десятков, свободно действовали на терри­тории государства, простиравшегося от пустынь Египта до лесов готов и галлов, от Аравийского плоскогорья до островов Атлан­тики. Уже после введения в государственную жизнь юлианского календаря в Александрии составляется новая система, названная стабильным александрийским календарем. Знаменитый астроном Клавдий Птолемей, живший во II веке Р.Х., свидетельствовал, что в его время наиболее распространенным календарем был не юлианский, а александрийский. Преемница Римской империи Византия также не предпринимала санкций по отношению к ре­гиональным календарям, и только к VII веку стало намечаться определенное календарное единство в провинциях.

Характерно, что еще в XV веке накануне полного падения Византии философы "Мистрийского кружка" (сочувствовавшие античному язычеству) мечтали вернуться к македонскому кален­дарю.