«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Природа Божества Сама в Себе проста и непостижима. Свойство Бога - это действие Его в сотворенном мире, это от­ношение Творца к Своему творению. Советую Вам ознакомиться с учением паламитов о Божественной Сущности (бы­тие Божества в Себе Самом) и Божественной благодати. Надо помнить, что Бог не только в Своем Существе вневременен, но и сама благодать не создана, а превечна. По отношению к ми­ру благодать проявляется в свойствах, действиях и атрибутах Божества, как белый луч, проходя сквозь призму, распадается на цвета радуги.

Является ли свободным выбор между добром и злом, если одно поощряемо, а другое наказуемо? А если падение Адама есть следствие его свободы и безумия, то справедливо ли, чтобы трагическая греховность его по­томков с потопом, жестокими войнами, католицизмом и так далее была бы следствием безумства, а не предоп­ределения?

1. Свободный выбор относится к нравственной автономии человека, а внешнее осуществление его зависит от многих об­стоятельств. 2. Войны, катаклизмы, эпидемии и так далее яв­ляются следствием грехов, накопленных человечеством. Вся история является сложным взаимоотношением добра и зла, соделанных людьми. Предопределение учитывает нравствен­ный потенциал человечества на основании Божественного предвидения и дает каждому человеку наилучшее для его спа­сения, сообразуясь с состоянием его души. В Божественной воле есть два аспекта: желание Бога и допущение Бога. Миро­вые трагедии относятся к допущениям, так как свобода чело­века невозможна без реализации добра и зла.

Вы пишете: «Мировые трагедии относятся к допуще­ниям» . 1. У святого Иоанна Дамаскина есть следую­щие мысли: «Часто Бог попускает, чтобы и праведник впал в несчастье, для того чтобы показать остальным скрытую в нем добродетель». «Бог промышляет о всей твари и через посредство всей твари благодействует и воспитывает, и даже часто через самих демонов, как ви­дим на Иове и свиньях». Является ли трагедия грехо­падения Адама и человечества Божиим допущением?

2. Должна ли мать абортировать своего ребенка, если ей дано предсказание, что он будет убийцей многих лю­дей, в том числе и ее? Авраам, как мы помним, готов был убить сына, доказывая верность Богу. 3. Вы пише­те: «Свободный выбор относится к нравственной авто­номии человека». Но если за выбор зла человека ожида­ют вечные муки, а за выбор добра - благоденствие, то разве выбор свободен? Может ли свободный человек же­лать несвободу? 4. Вы пишете: «Свобода человека не­возможна без реализации добра и зла». Почему обычно мыслится, что свобода состоит в выборе добра и зла, а не в выборе различных форм добра? Не является ли эта идея измышлением страстного философичного разума? Бог не творит зло и при этом свободен, человек создан по образу и подобию Божиему - зло для него враг, с ко­торым он должен бороться, чтобы не погибнуть. Полу­чается, что выбор зла абсурден. Практика повседневной жизни человека также показывает, что он всегда выби­рает добро, в соответствии со своим представлением о нем. Свободен ли человек в своей жизнедеятельности,- зависит прежде всего от истинности понимания добра и зла. Истина сделает вас свободными (Ин.8,32). Обре­тается же она, когда чувства... приучены к различению добра и зла (Евр.5,14). Ко времени пришествия Хрис­та человек утратил возможность самостоятельного по­стижения этого искусства. Теперь оно доступно ему при взаимодействии с духом Христа: Если пребудете в сло­ве Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете ис­тину (Ин.8,31-32). Таким образом, приходится сде­лать вывод, что свобода состоит в распознании и делании добра. В этом случае допущение Богом диавола в познавательный процесс человека является сред­ством, способствующим распознаванию истины, и тог­да диавол в раю является необходимой предопределен­ностью. Ошибка же Адама и ее осмысление - это процесс познания завершающегося Покаяния, то есть решается сверхзадача, которую Бог поставил перед че­ловеком. Если же свобода состоит в выборе добра и зла, тогда Бог получается несправедлив. Поскольку поселил в раю могущественного диавола, которому Адам не мог противостоять, то есть свобода была иллюзией, а нака­зание Адама, следовательно, несправедливым. Бог не может быть несправедливым. Это противоречие и побу­дило меня обеспокоить Вас своими вопросами.

1. Все три случая являются Божественным допущением, где Бог по Своей премудрости заставляет зло служить добру. 2. Такому предсказателю, мягко говоря, надо надрать уши. Святой Иоанн Кассиан Римлянин описывает случай, когда один человек решил принести своего сына в жертву, чтобы сравняться с Авраамом. Хорошо, что его сын не последовал примеру Исаака, а убежал. 3. К сожалению, мы не можем мыс­лить трезво, так как на нас действуют страсти. Поэтому выбор добра - это, в значительной степени, победа над душевными страстями. 4. Понятие предполагает абстракцию; добро и зло - родовые понятия по отношению к их конкретным формам. У зла есть приманка - иллюзорное наслаждение. Истина не только учение, понятие или вывод; а истина - жизнь по исти­не. Благодать дает чувство выбора и различение добра и зла. В раю Адам был безгрешным; добро было для него естественным, а зло - искушением со стороны. Адам злоупотребил свободой. Он мог противостоять диаволу, который не заставлял, а только соблазнял. Главное наказание Адама заключалось в потере бла­годати и отчуждении от Бога.

Меня долгое время мучит и колеблет в еще некреп­кой моей вере один вопрос: как жизнь человече­ская имеет конкретное начало (рождение), но не имеет конца (бессмертие души)? И, как следствие этого вопро­са, почему бы Богу не сотворить еще кого-нибудь после Страшного суда над нами?

Господь воспринял в Свою ипостась человеческую приро­ду нераздельно и навечно: Бог стал человеком. Поэтому наш мир уникален. Что касается Вашего вопроса, то ответ на него не содержится в Откровении, и поэтому говорить об этом можно только предположительно, с большой вероятностью ошибки. Позвольте предположить, что есть некое идеальное число, которое отвечает красоте и гармонии обновленного ко­смоса, и этому числу соответствует число Ангелов и святых.

Допустимо ли осмысление грехопадения Адама, а за­тем и всего человечества как необходимости, а не результата его свободного выбора?

Предвидение Божие является не предопределением Божиим, а свойством Божественного всеведения. Предвидение Божие не обуславливает поступков человека и не связывает его свободной воли. Об этом Вы можете прочитать в книге святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Там, между прочим, есть такой пример. Человек, видя коня, несущегося к пропасти, может предвидеть, что конь упа­дет в пропасть и разобьется насмерть; но вовсе не значит, что это предвидение стало причиной гибели коня. Поэтому гово­рить о неизбежности грехопадения Адама и человечества ни в коем случае нельзя. Это похоже на учение кальвинизма.

Я благодарен Богу и Вам за помощь в осмыслении бо­гословских вопросов. Вправе ли я думать, что при­чина гибели коня лежит в человеке, видящем, как конь несется в пропасть, если этим человеком является коно­вод, который предварительно пригласил на дно пропас­ти ветеринарную карету скорой помощи и реанимацию с коновалом?

Вы задали интересный вопрос, на который я постараюсь ответить. Сравнение грешника с неуправляемым конем - это метафора, которая в отличие от символа имеет одно семанти­ческое значение. Это пример того, что всеведение Божие не вторгается в область свободной воли человека, в автономную область его нравственности. А Промысл Божий идет парал­лельно с внутренним выбором и действиями человека. Теперь Вы задаете другой вопрос: «Почему коновод допустил, чтобы конь упал в пропасть?». Если бы Промысл Божий даже бес­прерывно менял ситуации в жизни грешника так, чтобы он не мог реализовать на деле свой греховный потенциал и выбор гномической воли, то это мало бы изменило картину. Ведь у грешника пропасть не вовне, а внутри его, в нем самом; это об­ласть его мыслей, желаний, стремлений, и если он подчинил им свое сердце, то уже пал. А внешние действия будут обнару­живанием и воплощением его собственного духовного содер­жания. Господь должен или дать возможность человеку само­му выбрать добро или зло, или же, уничтожив волю человека, сделать его предметом этого мира, вроде компьютера с зало­женной программой, если можно так выразиться, машиной до­бра. Но тогда человек теряет подобие Божие, как свободу вы­бора, и образ Божий останется нереализованным.

Спаси Господи за ответ. Простите, я, видно, недоста­точно четко изложил первый вопрос, из-за стремле­ния к краткости. Сущность моего вопроса не вписыва­ется в семантическое поле метафоры святого Иоанна Дамаскина. Поэтому я придал вопросу более адекват­ный характер. «Свободен ли Адам?» - это не мой во­прос. Священное Писание отвечает на него однозначно - да! Что же касается кальвинистского фатализма, то он, отрицая свободу, очень вольно толкует Священное Пи­сание. Мне бы хотелось спросить вот о чем. 1. Как уже отмечалось, Христос был предназначен на Крестную смерть до создания человека. 2. Святой Иоанн Дамас-кин пишет: «Обладающий предвидением Бог, зная, что он (Адам) очутится в преступлении и будет подлежать тлению, сотворил из него жену, помощницу ему и по­добную ему: помощницу же для того, чтобы после пре­ступления род (человеческий) сохранился через посред­ство рождения, сменяя один другой». 3. И низвержен был великий дракон... на землю, и ангелы его низверже-ны с ним (Откр.12,9). Почему же Бог создает Адама именно на земле и диавола допускает в рай? 4. Совер­шенно неопытный со злом Адам однозначно не мог по­бедить хитрость, зависть и коварство могущественного дракона. 5. И наконец, если предвидеть трагическую катастрофу всего человечества, как следствие непо­слушания Адама, то почему не охранять бы запретное древо, подобно тому как сегодня огненный Херувим охраняет врата рая?

Попробую ответить на Ваши вопросы: 1. Бог сверхвреме­нен, Его бытие лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего; в Нем нет «до» и «после». Поэтому выражение о том, что Бог предвидел до какого-то времени,- это приспособ­ление к человеческому разуму и языку. Бог видит все во всей полноте, поэтому Крестная смерть Спасителя в мысли Божи-ей пребывала всегда. 2. Адам был создан с потенциальной воз­можностью падения, но без фатальной необходимости паде­ния. По словам одного святого отца, кажется Иоанна Златоуста, милость Божия настолько велика, что не может быть связанной с человеческим безумием. Злоупотребление свободой не могло служить препятствием для дарования лю­дям богоподобного свойства нравственной свободы. Кон­фликт между идеальным предназначением Адама и фактом его падения был предвиден Богом. Но если бы предвидение повлекло за собой уничтожение предопределения, то мир не был бы создан. Что касается слов святого Иоанна Дамаскина, то отвечу примером. Акробата стараются уберечь от смерти, предвидя возможность падения с высоты, тем, что на землю кладут циновку, чтобы в случае падения он не разбился. У Бога предвидение стоит на степени всезнания, поэтому Он готовит средства к спасению уже заранее. 3. Земля была дана Адаму как трамплин для восхождения на небо по лестнице духовных совершенств. Испытание от демона явилось реализацией сво­боды Адама. Преодоленное испытание возводит человека на более высокую ступень. 4. Для Адама было достаточно послу­шания Богу и веры в Его слова. Адам был побежден гордым желанием стать как Бог. Поэтому падение Адама вовсе не бы­ло неизбежно, тем более что грех еще не отравил его духовно-физической природы, а действовал извне. 5. Если бы древо по­знания добра и зла было недоступно для Адама, то заповедь Божия оказалась бы фикцией, где не участвовала бы свобод­ная воля, избирающая добро и зло.