«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Господь воспринял в Свою ипостась человеческую приро­ду нераздельно и навечно: Бог стал человеком. Поэтому наш мир уникален. Что касается Вашего вопроса, то ответ на него не содержится в Откровении, и поэтому говорить об этом можно только предположительно, с большой вероятностью ошибки. Позвольте предположить, что есть некое идеальное число, которое отвечает красоте и гармонии обновленного ко­смоса, и этому числу соответствует число Ангелов и святых.

Допустимо ли осмысление грехопадения Адама, а за­тем и всего человечества как необходимости, а не результата его свободного выбора?

Предвидение Божие является не предопределением Божиим, а свойством Божественного всеведения. Предвидение Божие не обуславливает поступков человека и не связывает его свободной воли. Об этом Вы можете прочитать в книге святого Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Там, между прочим, есть такой пример. Человек, видя коня, несущегося к пропасти, может предвидеть, что конь упа­дет в пропасть и разобьется насмерть; но вовсе не значит, что это предвидение стало причиной гибели коня. Поэтому гово­рить о неизбежности грехопадения Адама и человечества ни в коем случае нельзя. Это похоже на учение кальвинизма.

Я благодарен Богу и Вам за помощь в осмыслении бо­гословских вопросов. Вправе ли я думать, что при­чина гибели коня лежит в человеке, видящем, как конь несется в пропасть, если этим человеком является коно­вод, который предварительно пригласил на дно пропас­ти ветеринарную карету скорой помощи и реанимацию с коновалом?

Вы задали интересный вопрос, на который я постараюсь ответить. Сравнение грешника с неуправляемым конем - это метафора, которая в отличие от символа имеет одно семанти­ческое значение. Это пример того, что всеведение Божие не вторгается в область свободной воли человека, в автономную область его нравственности. А Промысл Божий идет парал­лельно с внутренним выбором и действиями человека. Теперь Вы задаете другой вопрос: «Почему коновод допустил, чтобы конь упал в пропасть?». Если бы Промысл Божий даже бес­прерывно менял ситуации в жизни грешника так, чтобы он не мог реализовать на деле свой греховный потенциал и выбор гномической воли, то это мало бы изменило картину. Ведь у грешника пропасть не вовне, а внутри его, в нем самом; это об­ласть его мыслей, желаний, стремлений, и если он подчинил им свое сердце, то уже пал. А внешние действия будут обнару­живанием и воплощением его собственного духовного содер­жания. Господь должен или дать возможность человеку само­му выбрать добро или зло, или же, уничтожив волю человека, сделать его предметом этого мира, вроде компьютера с зало­женной программой, если можно так выразиться, машиной до­бра. Но тогда человек теряет подобие Божие, как свободу вы­бора, и образ Божий останется нереализованным.

Спаси Господи за ответ. Простите, я, видно, недоста­точно четко изложил первый вопрос, из-за стремле­ния к краткости. Сущность моего вопроса не вписыва­ется в семантическое поле метафоры святого Иоанна Дамаскина. Поэтому я придал вопросу более адекват­ный характер. «Свободен ли Адам?» - это не мой во­прос. Священное Писание отвечает на него однозначно - да! Что же касается кальвинистского фатализма, то он, отрицая свободу, очень вольно толкует Священное Пи­сание. Мне бы хотелось спросить вот о чем. 1. Как уже отмечалось, Христос был предназначен на Крестную смерть до создания человека. 2. Святой Иоанн Дамас-кин пишет: «Обладающий предвидением Бог, зная, что он (Адам) очутится в преступлении и будет подлежать тлению, сотворил из него жену, помощницу ему и по­добную ему: помощницу же для того, чтобы после пре­ступления род (человеческий) сохранился через посред­ство рождения, сменяя один другой». 3. И низвержен был великий дракон... на землю, и ангелы его низверже-ны с ним (Откр.12,9). Почему же Бог создает Адама именно на земле и диавола допускает в рай? 4. Совер­шенно неопытный со злом Адам однозначно не мог по­бедить хитрость, зависть и коварство могущественного дракона. 5. И наконец, если предвидеть трагическую катастрофу всего человечества, как следствие непо­слушания Адама, то почему не охранять бы запретное древо, подобно тому как сегодня огненный Херувим охраняет врата рая?

Попробую ответить на Ваши вопросы: 1. Бог сверхвреме­нен, Его бытие лежит за пределами прошлого, настоящего и будущего; в Нем нет «до» и «после». Поэтому выражение о том, что Бог предвидел до какого-то времени,- это приспособ­ление к человеческому разуму и языку. Бог видит все во всей полноте, поэтому Крестная смерть Спасителя в мысли Божи-ей пребывала всегда. 2. Адам был создан с потенциальной воз­можностью падения, но без фатальной необходимости паде­ния. По словам одного святого отца, кажется Иоанна Златоуста, милость Божия настолько велика, что не может быть связанной с человеческим безумием. Злоупотребление свободой не могло служить препятствием для дарования лю­дям богоподобного свойства нравственной свободы. Кон­фликт между идеальным предназначением Адама и фактом его падения был предвиден Богом. Но если бы предвидение повлекло за собой уничтожение предопределения, то мир не был бы создан. Что касается слов святого Иоанна Дамаскина, то отвечу примером. Акробата стараются уберечь от смерти, предвидя возможность падения с высоты, тем, что на землю кладут циновку, чтобы в случае падения он не разбился. У Бога предвидение стоит на степени всезнания, поэтому Он готовит средства к спасению уже заранее. 3. Земля была дана Адаму как трамплин для восхождения на небо по лестнице духовных совершенств. Испытание от демона явилось реализацией сво­боды Адама. Преодоленное испытание возводит человека на более высокую ступень. 4. Для Адама было достаточно послу­шания Богу и веры в Его слова. Адам был побежден гордым желанием стать как Бог. Поэтому падение Адама вовсе не бы­ло неизбежно, тем более что грех еще не отравил его духовно-физической природы, а действовал извне. 5. Если бы древо по­знания добра и зла было недоступно для Адама, то заповедь Божия оказалась бы фикцией, где не участвовала бы свобод­ная воля, избирающая добро и зло.

Я прошу, чтобы мне объяснили на уровне науки Вос­кресение Иисуса Христа.

Господь дал законы сотворенному Им миру, но Сам не ог­раничен этими законами, а может действовать как через них, так и непосредственно. Воскресение Иисуса Христа - это чу­до, не подвластное законам, следовательно не объяснимое ими. Оно совершилось силой Божества, а нами воспринимает­ся верой.

Что Вы понимаете под словом: «метафизика»,- ко­торое не часто, но встречается в Ваших статьях?

Слово: «метафизика» - означает «над физическим сущест­вованием», подразумевая под физикой материальную приро­ду и вещественные субстанции. Метафизика - это бытие, свойства и проявления духовного мира.

Я знаю, что есть определенные вопросы, которые чело­век должен принять на веру и не спрашивать как и почему. На то и называется вера верою, то есть человек должен поверить слову Божиему. Но есть один вопрос, который мучит меня уже много лет. А именно - как Бог, видя будущее человека, тем самым не предопределяет его. Господь в Евангелии говорит Апостолам, что их име­на написаны на небесах, а про Иуду говорит, что он сын погибели. В Ветхом Завете Господь также говорит об Иа­кове, что Он возлюбил Иакова во чреве матери, а Исава нет. Если этот вопрос человек должен понять в вечности, то скажите, как бороться с этими мыслями.

Предвидение Божие не отнимает у человека свободной во­ли и не обуславливает его поступков. Опытный врач может за­ранее предвидеть летальный исход болезни, но ведь смерть произошла не из-за предвидения врача. Астроном может вы­числить движения небесных светил и их расположение в ка­кое-то время, но расчеты астронома не влияют на ход светил. Бог дал человеку свободную волю и нравственную автономию и не отнимает этого дара, иначе сама свобода личности превра­тилась бы в фикцию. Господь сказал Апостолам: Имена ваши написаны на небесах (Лк.10,20), но не сказал: «Имена всех вас»,- так что здесь может быть исключение или умолчание, которое Господь дополнил в Гефсиманском саду: Кроме сына погибели (Ин.17,12). В начале евангельской проповеди гово­рить о будущем предательстве или обличать предателя было бы преждевременным. Такие слова вызвали бы недоверие Апостолов друг к другу. Господь возлюбил Иакова и вознена­видел Исава, потому что знал их будущие деяния, но дал сво­бодно развиваться добру и злу. У человека есть врожденные предрасположения, но они не обуславливают развитие лично­сти человека, поэтому он остается ответственен за свою жизнь.

Как Вы понимаете природу Тела и Крови Христовой? Сколько природ соединено в них и какие?