«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я прошу, чтобы мне объяснили на уровне науки Вос­кресение Иисуса Христа.

Господь дал законы сотворенному Им миру, но Сам не ог­раничен этими законами, а может действовать как через них, так и непосредственно. Воскресение Иисуса Христа - это чу­до, не подвластное законам, следовательно не объяснимое ими. Оно совершилось силой Божества, а нами воспринимает­ся верой.

Что Вы понимаете под словом: «метафизика»,- ко­торое не часто, но встречается в Ваших статьях?

Слово: «метафизика» - означает «над физическим сущест­вованием», подразумевая под физикой материальную приро­ду и вещественные субстанции. Метафизика - это бытие, свойства и проявления духовного мира.

Я знаю, что есть определенные вопросы, которые чело­век должен принять на веру и не спрашивать как и почему. На то и называется вера верою, то есть человек должен поверить слову Божиему. Но есть один вопрос, который мучит меня уже много лет. А именно - как Бог, видя будущее человека, тем самым не предопределяет его. Господь в Евангелии говорит Апостолам, что их име­на написаны на небесах, а про Иуду говорит, что он сын погибели. В Ветхом Завете Господь также говорит об Иа­кове, что Он возлюбил Иакова во чреве матери, а Исава нет. Если этот вопрос человек должен понять в вечности, то скажите, как бороться с этими мыслями.

Предвидение Божие не отнимает у человека свободной во­ли и не обуславливает его поступков. Опытный врач может за­ранее предвидеть летальный исход болезни, но ведь смерть произошла не из-за предвидения врача. Астроном может вы­числить движения небесных светил и их расположение в ка­кое-то время, но расчеты астронома не влияют на ход светил. Бог дал человеку свободную волю и нравственную автономию и не отнимает этого дара, иначе сама свобода личности превра­тилась бы в фикцию. Господь сказал Апостолам: Имена ваши написаны на небесах (Лк.10,20), но не сказал: «Имена всех вас»,- так что здесь может быть исключение или умолчание, которое Господь дополнил в Гефсиманском саду: Кроме сына погибели (Ин.17,12). В начале евангельской проповеди гово­рить о будущем предательстве или обличать предателя было бы преждевременным. Такие слова вызвали бы недоверие Апостолов друг к другу. Господь возлюбил Иакова и вознена­видел Исава, потому что знал их будущие деяния, но дал сво­бодно развиваться добру и злу. У человека есть врожденные предрасположения, но они не обуславливают развитие лично­сти человека, поэтому он остается ответственен за свою жизнь.

Как Вы понимаете природу Тела и Крови Христовой? Сколько природ соединено в них и какие?

В Святых Тайнах - в каждой частице Тела и капле Крови - весь Христос Богочеловек.

В чем заключается свобода выбора человека, если в Библии все предсказано, включая нарастающее зло в мире, увеличение количества природных бедствий и взаимную ненависть людей. В чем же человек свободен, если его не минует ни одна из катастроф, как бы праве­ден он ни был?

Свобода человека заключается в свободе решений и выбо­ра в ситуации, в которой находится человек. Мы свободны в своем внутреннем мире, свободны отвергать или соглашаться с желаниями или стремлениями, подчиняться греху или же противостоять ему. Увеличивающееся в мире зло не отнимает у человека внутренней свободы, которая проявляется уже в нравственной позиции человека и в его оценке добра и зла. Невозможность повернуть историю человечества говорит не об отсутствии свободы, а об ограниченности его сил и возмож­ностей. Но чем более нравственен человек, тем большее влия­ние он может оказывать на окружающих людей. Значит, каж­дый из нас также включен в творческий процесс истории.

Иисус Христос во время Своей жизни на земле часто говорил о последних днях. Что Он имел в виду и ка­кое это имеет для нас значение?

Беседы Христа о последних днях мира предупреждают нас, что это тайна, которую мы определить и разгадать не мо­жем. Нам только даны некоторые из ее признаков, как бы об­щие контуры будущей истории. Эти беседы должны заставить нас внимательно относиться к нашему внутреннему состоя­нию и очищать сердце Покаянием и молитвой. Мы не знаем, когда настанет последний день мира, но последний день на­шей жизни может наступить нежданно и скорее, чем мы дума­ем, поэтому христианин должен быть готовым к нему постоян­но и дорожить временем.

Расскажите о взаимодействии, если таковое есть, ду­ха человеческого и Святого Духа. Можно ли гово­рить, в приближении, о том, что человеческий дух, во взаимосвязи, естественно, самого тела, как бы учится в школе, где преподаватель - Святой Дух?

Взаимодействие Бога и человека заключается в том, что человеческий дух покоряет себя воле и действию Святого Ду­ха. Благодать - совершает, а человек - принимает. В этом от­ношении всякий грех является противлением человеческого духа благодати Божией.