«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Изменяется не природа, а состояние души. Совершенная человеческая душа дается не только младенцам, но и эмбрио­ну. В процессе жизни раскрываются способности души, опре­деляется ее нравственный настрой и так далее, развивается личностное начало, но не природа души: она не растет, как те­ло, с годами и не увядает к старости. Поэтому человек осозна­ет себя во всех возрастах единым существом.

Верно ли то, что мать Богородицы и Сама Богородица происходят из рода царя Соломона (читал об этом в нерелигиозном историческом романе), или эти сведе­ния из области апокрифов?

По Преданию, Божия Матерь происходила от рода Дави­да и Соломона по своему отцу Иоакиму; а мать Ее, праведная Анна, была из рода Левия, то есть Дева Мария совмещала в Себе благословение царского и священнического рода.

Часто в кругу знакомых слышу выражение: «Такая у не­го была судьба, так у него на роду написано». Я знаю, что это неправославные выражения, что человек «заслужи­вает» своим поведением и жизнь, и смерть свою. Скажите об этом что-нибудь, ведь день смерти человека не пишут сразу при рождении, есть ли такое понятие «судьба»?

Слова: «судьба» и «рок» - это языческие понятия, которые употребляются не только в обыденной речи, но и в литерату­ре, в метафорическом значении. Нами руководит Промысл Божий, который учитывает направление человеческой воли по Божественному предвидению. Бог дал человеку свободную волю и не отнимает этого дара. Что касается смерти, то это пе­реходный этап в вечную жизнь, и там раскрывается собранный на земле нравственный и духовный потенциал человека.

Часто можно слышать в церковной среде такие слова: «Мнение Церкви». Теоретически я понимаю, что это. Отец Паисий Святогорец в своих ответах о мне­нии Церкви на один животрепещущий сегодня вопрос говорил, что «никто: ни Паисий, ни духовник, ни епис­коп, ни Патриарх - не должны иметь своего собствен­ного мнения и склонять к нему народ Божий, но свое мнение должно подчинять мнению и воле Божией, ко­торая становится нам известной посредством Еванге­лия». И святой Игнатий Брянчанинов говорит, что нужно читать Новый Завет и святых отцов, чтобы нам сообщились правильное его понимание, мысли и чув­ства, приличествующие христианину. Но ведь это дело всей жизни. А как мне, простому прихожанину, знать мнение Церкви (что я понимаю - как волю Божию) по тому или иному конкретному предмету сегодня?

Вы спрашиваете, как узнать мнение Церкви. Сама поста­новка вопроса кажется мне неверной. Церковь имеет учение, а не мнение. Слово: «мнение» - происходит от «мнить» (предпо­лагать, допускать), то есть не иметь для своих взглядов прочных оснований. Но условно будем пользоваться этим словом. Мне­ние Церкви выражено в догматическом и нравственном бого словии, а также в аскетике христианских подвижников. Это Пре­дание и традиция Церкви - то, во что Церковь верила всегда и везде. А наши взгляды, не согласные с церковным Преданием или не имеющие основания в Священном Писании, являются человеческим мнением. Лучше всего иметь духовного отца пра­вославных убеждений и узнавать через него волю Божию.

В книге Ваших проповедей Вы говорите о том, что Христос крестился ночью. Откуда у Вас такая ин­формация? Ибо ссылок Вы не делаете. Судя по еван­гельскому повествованию, нет никаких оснований счи­тать Крещение Господне ночным.

Великое освящение воды на Богоявление происходит два раза: накануне праздника после вечерни и в день праздника после Литургии. Первое освящение воды установлено в память того, что Господь крестился ночью, а второе освящение воды соответствует смыслу и торжеству праздника. Этот уставной обычай был подтвержден и одобрен Восточными Патриархами и их представителями, прибывшими в Москву по случаю суда над Патриархом Никоном. Четыре главных события в земной жизни Спасителя совершились ночью: Рождество, Крещение, Преображение и Воскресение. Об этом упоминает святой Ио­анн Златоуст, говоря о силе и достоинстве ночной молитвы. Толкователи Евангелия замечают, что святой Иоанн Крести­тель днем был окружен толпой народа, который приходил к не­му со всех концов страны, а ночью вместе с ним оставалось только несколько учеников. На Богоявление, под праздник, но­чью, воду освящают на иордани; от этого ведет начало народ­ный обычай - обливаться ночью, накануне праздника, водой.

Вы пишете, что самые важные события в земной жиз­ни Иисуса Христа происходили ночью: Рождество, Крещение, Преображение, Воскресение. Но во время Крещения на Господа снизошел Святой Дух в виде голу­бя. А голубь - не ночная птица. Я понимаю, что только «в виде» голубя. Все равно смущаюсь. Может быть, «в виде» понимать «как»? Тогда останется только сходствопо действию: как голубь опустился,- и будет точнее. Разъясните, пожалуйста.

Божественное явление (Феофания) совершается в обра­зах, доступных нашей человеческой ограниченности.

О ВОЛЕ БОЖИЕЙ

Хочу спросить Вас относительно отсечения собствен­ной воли. Можно ли мне, грешному, в решении сво­их духовных вопросов прибегать к использованию жре­бия (и как это правильно делать)? Можно ли это делать вместо обращения к кому бы то ни было из моих духов­ных наставников, особенно когда мой вопрос требует от наставника духовности и рассуждения, то есть старче­ской богодухновенности (что очень редко, как Вы знае­те, встречается в миру в наше последнее время). Или же все-таки благодать рассуждения, необходимая для от­вета, подается отвечающему по вере вопрошающего, не­зависимо от личного духовного уровня отца, и мне луч­ше смириться перед человеком, чем надеяться на непосредственный ответ от Бога через жребий? Как Вы посоветуете мне поступать?

Лучше спросить у человека, предварительно помолив­шись Богу, чем бросать жребий.