«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Об Ангелах Вы можете почерпнуть сведения в творениях святого Димитрия Ростовского и архиепископа Иннокентия Херсонского.

Перед Причастием необходимо молиться, причем од­на из молитв должна быть адресована Ангелу Хра­нителю. Но как мне узнать его имя? Когда меня крести­ли, то мне дали свидетельство о Крещении и сказали имя моего святого (Сергий Радонежский). Но имени Ангела Хранителя не сказали.

Нам не открыты имена всех Ангелов, поэтому обращай­тесь к Ангелу Хранителю так, как написано в Молитвослове.

Узнав, что 1 августа - день моего Ангела, хотел бы уточнить - как правильно, по-православному, провести свой день Ангела. И еще, почему день Ангела празднуется в день памяти святого, имя которого но­шу? Сам святой и есть Ангел? Хотя нет, вряд ли. Или в день памяти святого Романа я праздную два торжества - Ангела, которого получил в момент Святого Крещения, и святого Романа, имя которого ношу?

В день Ангела следует посетить храм, а если возможно, то причаститься. Святой называется Ангелом не в прямом смыс­ле слова, а как хранитель и покровитель того человека, кото­рый носит имя святого.

О СВЯТЫХ И СВЯТОСТИ

Я очень почитаю святого Митрофана Воронежского и в Интернете нашла его канон. Меня смущает там только одна строчка: «Молим ти ся и вопием всеусердно: исполни, Боговдохновенне, веселия живот наш, покры­вая нас крепким покровом защищения твоего от глада, язвы и междоусобныя брани, яко можеши, отче, аще хощенга». Я так понимаю: переводится это так: «Так как ты можешь, отче, если захочешь». Но ведь только Богу мы говорим: не как я хочу, но как Ты, Господи. И я все­гда считала, что только Бог может все, если захочет. А святые просто молятся, да и в Библии говорится, что многое может молитва праведника (то есть, как я пони­маю, мы - грешные, святые ближе к Богу, и их молит­вы быстрее доходят до Бога), но если Господь захочет. А тут получается, что достаточно, чтобы святой захотел. Я очень люблю и чувствую всегда помощь и молитвы святого угодника Митрофана. Но не могу понять этого.

Святые, пребывая в благодати Божией, хотят то, что хочет Бог, поэтому их молитвы не могут перечить воле Божией. Здесь дело не в том, что святой всесилен, а в том, что его воля соединена с волей Божией.

Вы знаете, вот всегда говорят: «Мы недостойны ми-злости Божией» - и я с этим согласна, потому что, когда я смотрю на себя, я вижу у себя тьму недостатков, и поэтому мы чаще обращаемся с просьбой в молитве к Богородице и святым. Вы знаете, мне все время кажет­ся, что я больше обращаюсь к святым, чем к Богу, и это меня сильно смущает. То есть я прошу Господа про­стить меня и славословлю Его, но, когда у меня есть ка­кая-то просьба (земная проблема), я чаще обращаюсь к Богородице и святым, потому что я знаю, что недостой­на милости Господа, вот и обращаюсь к святым. Ведь сказано, что многое может молитва праведника. А свя­тые - это праведники. Как Вы думаете, правильно я считаю, и что Вы можете мне посоветовать?

Я, в основном, согласен с Вами, только хотелось бы сделать некоторые пояснения. Господь любит человеческую душу с большей силой любви, чем все святые, если представить, что их любовь слита в едином потоке. Но Господь - абсолютная спра­ведливость и совершенная правда, поэтому проявление Божес­твенной любви к человеку в этом мире, имеющее целью вечное спасение человека, из-за нашей ограниченности и страстности, большей частью остается непонятным для нас, и тогда ее прояв­ления могут казаться трагичными. Святые - не только наши молитвенники, но наши сомолитвенники. Обращаясь к святым или прославляя святых, мы, прежде всего, прославляем Бога, Который соделал их Своими нерукотворными храмами, а затем уже прославляем их личный подвиг. Слава святых - это отра­женная слава Бога, Который создал их, искупил и освятил; а подвиг жизни святых - это условие для того, чтобы в них дей­ствовала бы Божественная благодать. Чтобы у Вас не было чув­ства сомнения, я советую Вам заниматься Иисусовой молитвой, которая является средством к постоянному непосредственному обращению души к Богу. Молитва к святым - это память о том, что мы находимся вместе с ними в Единой Церкви Христа Спа­сителя, что мы в единой духовной семье.

Святые, как известно, были людьми смиренными, но почему Апостолы и другие святые утверждали, что Святой Дух говорит через них? Не признак ли это гор­дости? Лично я верю, что Дух Святой говорил через них, но мне неясно, как, будучи смиренными, они дер­зали о себе так говорить.

Святые имели внутреннее извещение о действии Духа Святого. Гордость - приписывать духовные дары своему лич­ному подвигу, а не благодати.

Мы с моим другом хотели бы задать Вам волнующий нас вопрос: есть ли в Православной Церкви хоть один канонизированный еретик: католик, несторианин, монофизит? Можно ли утверждать, что ересь (в от­личие от раскола) - это учение с пораженной догмати­кой? Есть ли какие-либо исторические сведения о том, что святой Исаак Сирин действительно являлся членом православной общины, находившейся на территории Антиохии - канонической территории несторианства? Или же он действительно входил в клир и был еписко­пом Несторианской церкви? Если да, то как и каким образом он смог достигнуть такой высокой святости, находясь под влиянием ереси Нестория, которая была осуждена на Третьем Вселенском соборе?

В Православной Церкви нет ни одного канонизированного еретика, даже само словосочетание: «Святой еретик» - бессмыс­ленно или кощунственно. О том, что на территории, где подав­ляющее большинство христиан являлось несторианами, были православные общины, говорит тот факт, что несторианам, до самого вторжения в Персию арабов, приходилось собирать По­местные соборы для борьбы с халкидонитами (православны­ми), проживающими вместе с ними. Само несторианство утвер­ждалось через кровавые гонения против православных в регионах, контролируемых Персией. Для некоторых современ­ных богословов ересь не представляется как препятствие к дей­ствию Духа Святого и спасению человека. Современный рели­гиозный индифферентизм обычно прячет себя под лозунгом гуманистического вселюбия. Но вы можете убедиться, что дух древней Церкви был непримирим к любой ереси, и подобных ошибок не могло произойти. Современники Исаака Сирского лучше знали, кто он, а последующие поколения имели больше исторических документов по этим вопросам, чем мы. Совер­шенно неправдоподобно, чтобы ни один православный бого­слов, на протяжении тринадцати веков, не поднял бы вопроса о том, что в святцах находится имя еретика и православные мо­лятся несторианину. Надо сказать, что несторианство вызывало особое возмущение в народе, как оскорбление имени Пресвятой Богородицы. В некоторых случаях Церковь допускала пользо­ваться произведениями еретиков, но не богословского характе­ра; например, в свое время была распространена книга «Исто­рия Церкви» арианствующего епископа Евсевия Памфила. Но Церковь никогда не называла его святым. Будучи близок к им­ператорскому двору, он имел доступ к римским архивам и по­этому сохранил для нас многие важные документы, нейтраль­ные к его еретическим воззрениям. Евагрий Понтийский, живя среди египетских подвижников, собрал их изречения, которые известны под его именем. Церковь включила их в такой автори­тетный сборник, как «Добротолюбие», но вместе с тем осудила и осуждает оригенистические взгляды Евагрия. Разумеется, его имя не числится в числе святых аскетов, более того, он осужден на Пятом Вселенском Соборе. Поэтому выражение: «Святой несторианин» - является попыткой внушить людям мысль, что Церковь ошибается, что-то недосматривает и ее надо исправ­лять то есть это одна из провокаций против Православия. Не­давно я получил аналогичный вопрос, на который выслал ответ. Повторяю и его: 1) в Православной Церкви не было и не может быть ни одного канонизированного еретика, так как еретик чужд Церкви и Духа Святого, пребывающего и действующего в Церкви; 2) раскол только очень условно можно отличить от ере­си. Но на самом деле в каждом расколе мы видим отвержение и извращение догмата о Единой Церкви (см. Символ веры); 3) среди сиро-халдейских христиан долгое время продолжали существовать православные общины. Еще в VII веке, то есть после смерти святого Исаака Сирского, были Поместные несторианские соборы, на которых осуждалось диофизитство, а так­же стремление части несторианского духовенства к сближению с Православием. Желание видеть святого Исаака Сирского ере­тиком исходит из протестантских кругов, которые пренебре­жительно относятся к почитанию святых и не прочь поирони­зировать над православными, которые якобы молятся и поклоняются тем, кто отлучен Третьим Вселенским Собором от Церкви. А наши «лопухи», боясь, что их обвинят в невежестве и обскурантизме, поддерживают эту клеветническую версию. Следует отметить, что несториане, опираясь на персидских ог­непоклонников, а затем на мусульманское правительство Хо­резма, устраивали гонения против православных. И надо ска­зать, что мусульмане Средней Азии более терпимо относились к православным, чем несториане. Вы можете со спокойной сове­стью молиться Исааку Сирскому.