«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Христианин может прощать личные обиды, но, будучи членом государства, должен защищать его. Обычно парадоксы возникают в нашей собственной голове, которая сразу не мо­жет найти разрешения вопроса.

Были ли в католичестве святые (в православном по­днимании) после 1054 года?

Святой - это тот, в ком навечно пребывает Дух Святой как в Своем нерукотворенном храме. В католичестве после 1054 года (или когда окончательно оформился раскол) были подвижники, самоотверженные миссионеры, строгие аскеты, люди, принявшие пытки и смерть ради имени Христа, но они находились вне Единой Вселенской Церкви,- Тела Христа Спасителя, и поэтому не имели средств для освящения. Ува­жая их подвиги и труды, мы не можем относиться к ним как к святым, то есть молитвенникам и ходатаям о нас перед Богом.

Я бы хотела узнать побольше о Марии Магдалине.

Житие святой Марии Магдалины находится в Четиих Минеях (житиях святых на каждый день года) святого Ди­митрия Ростовского за июль месяц. Иногда в западной тра диции святую Марию Магдалину ошибочно отождествляют с грешницей, которая омыла ноги Иисусу Христу. Но Право­славная Церковь всегда считала Марию Магдалину чистой девушкой, которая подверглась мучительному состоянию де­монской одержимости и которая после исцеления последова­ла за Христом.

Если святой Сергий Радонежский и иные святые по­читаются в Русской Православной Церкви, то счита­ются ли они святыми в поместных Православных Церк­вах? Как решается вопрос о канонизации - внутри каждой поместной Церкви отдельно? Если так, то, зна­чит, у каждой поместной Церкви свой сонм святых?

Поместная Церковь является частью Вселенской Церкви. Она называется поместной, так как имеет свою иерархиче­скую структуру и историю. В Грузинской Церкви празднуется память святого Сергия Радонежского. В настоящее время ка­нонизация святых в Грузинской и Русской Церквах утвержда­ется на Поместных Соборах.

Я живу в Кракове. Праздник, который очень люб­лю,- всех святых, в земле Российской просияв­ших, часто здесь, в Польше, трактуется батюшками как праздник якобы не только российских святых, но всех святых русских - то есть святых Киевской Руси, Галичской Руси, других «Русей», ну и российских... По-моему, здесь происходит путаница в понятиях «Рос­сия» и «Русь». Какое Ваше мнение? Откуда вообще та­кое «размытие», и только относительно России? Может, я не права, но мне не хочется «обижать» российских святых, а хочется в этот день чтить только их, а других святых - в другой день, в их день!

Вы задали вопрос, на который мне нелегко ответить. Я при­нимаю постановление Церкви о празднествах, и, в то же вре­мя, идея региональности святых не вызывает во мне адекват­ных чувств. Сами слова: «русы» и «россы» - этимологически относятся к варяжским племенам, осевшим на северо-западе страны славян и венетов. Термины: «Русь» и «Россия» - от­носятся скорее к государственной структуре, чем к этносу, щ притом границы государства или союза княжеств беспрерыв­но менялись. В прославлении святых их земная жизнь не за­черкивается, но ответить на вопрос, какие святые русские и какие белорусские и так далее, мне так же трудно, как ска­зать, к каким областям принадлежат небесные звезды, а реги­ональная дифференциация святых, в виде областных празд­ников, стала характерной для второй половины XX века. Само понятие святости относится, прежде всего, к личности человека.

Хочу совершить паломничество в Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь. До этого в Абха­зии никогда не был. Какие еще святые места есть в Аб­хазии, которые обязательно следовало бы посетить?

Из святых мест, кроме Нового Афона, могу назвать Ко-маны, где гробница святого Иоанна Златоуста и источник святого мученика Василиска; место третьего обретения гла­вы святого Иоанна Предтечи и Илорский храм святого Геор­гия. Также советую посетить могилу схиархимандрита Сера­фима (Романцова), Глинского подвижника, на Сухумском кладбище.

ОБ АНТИХРИСТЕ

Мой сын (12 лет) спрашивает: «Родится ли анти­христ уже как злой дух, или будет он обыкновен­ным ребенком и потом со временем станет злым?».