«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

но не адом. Святой Игнатий Брянчанинов считает, что преис­подняя находится в центре земли, а святой Иоанн Златоуст пишет: «Не спрашивай меня о том, где ад, а как избежать его».

Как относиться к предсказаниям святых о последних временах, сроках пришествия антихриста? Полез­но ли вообще такое чтение? Меня зачастую подобная литература смущает и ввергает в уныние.

Предсказания святых о последних временах имеют огра­ниченное познавательное значение, в частности для того, чтобы мы не удивлялись и не впадали в уныние от зла и гре­ха, растущего в мире. Во все исторические времена можно спастись и погибнуть. Поэтому главное - следить за собой, стараться исполнять евангельские заповеди и включиться в церковную жизнь. Слишком большое увлечение предсказа­ниями о будущем может отвлечь наше внимание от настояще­го, а апостол Павел говорит; «Сегодня - день спасения» (2 Кор.6,2).

О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ

Что нужно делать, если понимаешь, что весь смысл .жизни человека в Боге, но не находишь в себе со­вершенно никаких сил приблизиться к Нему Покаяни­ем, молитвой, добрыми делами, и от этого жизнь начи­нает казаться каким-то бессмысленным круговоротом, и часто нападает какой-то мрак. Когда я только обра­тился к Богу (вот уже как 5 лет), для меня все, что толь­ко напоминало о Господе, доставляло радость, а теперь я с каждым днем чувствую только угасание духовной жизни (молитва стала очень тяжелой, то же с чтением Евангелия, постами, Исповедью и Причащением).

В духовной жизни бывают разные возрасты. Первый пе­риод - это младенчество, когда особенно явственно действу­ет благодать Божия, а затем начинает казаться, что благодать ослабевает, как бы угасает,- это второй период, необходи­мый для человека, чтобы он включал в молитву свою волю, усилия и труд. Этот период может длиться различное время и в большей степени зависит от того, насколько человек сми­рил свой дух. Здесь необходимо терпение, без которого чело­век может впасть в уныние - духовный паралич. В этой борьбе первостепенное значение имеет послушание духовно­му наставнику. Затем наступает третий период, когда благо­дать постепенно возвращается к человеку. В период острого уныния и расслабления душевных сил полезно повторять краткие молитвы или петь вслух самому себе псалмы. Полез­но при чтении Евангелия делать выписки и размышлять, как можно приложить эти слова к своей жизни. Некоторые стар­цы советуют вставать ночью на молитву с поклонами на ко­роткое время, хотя бы на 10-15 минут. Состояние, о котором Вы писали, может дать человеку ценный опыт собственного бессилия и надежды на Бога.

А Вы понимаете, что представляет собой человече­ская, в том числе Ваша, мысль? Понимаете, как устроен Ваш организм? Если нет, то, по Вашей логи­ке, не верьте в то, что Вы существуете. Да, понимаю, пример неудачен, я приведу лучший. Я не понимаю, что такое гравитация. Но я знаю, что, если подбро­сить камень вверх (со скоростью меньшей первой кос­мической), он упадет вниз (возможно, на голову). Улетит ли камень в космос, если скорость его превы­сит первую космическую, я доподлинно не знаю. Но так как я еще не нашел ошибок и противоречий в сво­ем учебнике физики, то предполагаю - улетит. Как жить, чтобы твоя жизнь была угодна Богу? Я не смог найти ответ на этот вопрос в Библии. Есть ли другой авторитетный источник этого знания? Еще уточню, что я ищу источник знания (о том, как служить Богу), авторитет которого не вызывал бы сомнений. Скажи­те мне, где и как его найти. С благодарностью и на­деждой жду Вашей помощи.

Одному христианскому апологету язычник задал вопрос: «Можешь ли ты показать мне своего Бога?». Тот ответил: «А можешь ли ты мне показать своего внутреннего человека? Сначала посмотри, не замутнена ли твоя душа гордыней, гре­хом и страстями; очисти свои глаза, а затем ты увидишь Бога». Начните с самого себя. Не найдя себя, - Вы не найдете Бога.

Вы упомянули о чистоте Православия. Как ее сохра­нить?

Духом Православия напоены церковные молитвы; чаще посещайте богослужения. Если возможно, то читайте богослов­ские труды, особенно богословов XIX века. Желаю, чтобы Ваш выбор был по воле Божией.

Приходит помощь - расточаю, остаюсь ни с чем, на­прягаюсь и изнемогаю. Отнимают - мнительность, учительство, тщеславие, осуждение, гнев, наглость, рас­хлябанность. Нет решимости и терпения, всего боюсь.

Святые отцы сказали: «Сколько раз падешь,- столько раз вставай». За труд и терпение Господь дает спасение. Насчет боязни афонские отцы говорят: «Скажи своему помыслу: "Разве Бог умер?"».

Вы согласны с таким определением сильного челове­чка: «Это тот, который не боится казаться слабым»? Если нет, то хотелось бы узнать Ваше мнение по этому поводу.