«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Советую Вам поехать в монастырь и пожить там некото­рое время, чтобы определить свое призвание. Когда Вы почув­ствуете, что это Ваш единственный путь, то, значит, для Вас открылась воля Божия.

Говорят, что к монашеству нужно призвание Божие. Но вот пример человека, который почувствовал при­звание к монашеству. Читаем в жизнеописании святого Ионы Киевского: «"Еду на Афон, благословите"... "Нет, нет тебе, Феодор, Божиего благословения в монахи, ни на Афон, ни в России...".- "Я никогда не думал же­ниться,- сказал он старцу,- с юных лет ду­мал о монастыре". - "Нет тебе пути в монастырь"». А решимость была... Что же призвание Божие?

У Феодора, о котором Вы пишете, был эмоциональный по­рыв - принять на себя великие аскетические подвиги, но это, на самом деле, оказалось бы романтикой, связанной с вообра­жением, которая часто оканчивается трагично. Он стремился к монашеству не для Покаяния, не для всецелого посвящения своей жизни богообщению, а думая, что совершит нечто вели­кое. Духоносный старец глубже увидел его душевное располо­жение, чем он сам, и поэтому указал ему на семейную жизнь как на путь смирения. Но такое благословение относится к ис­ключительным случаям, когда старцы видят, что человек на­ходится в состоянии разгоряченной мечтательности, которое может привести или к духовной прелести (обольщению), или к плотским падениям. Теперь нет таких духоносных старцев, если есть, то они говорят очень осторожно: советами, примера­ми, а иногда иносказанием. Поэтому человек должен прове­рить свое призвание временем и испытаниями. Самый страш­ный враг монашества - это самомнение. Следует найти в миру духовного отца и быть в послушании у него. Тогда духовник сможет определить призвание человека к монашеству по мере его смирения и терпения.

Монашество - оно (как выбор жизненного пути) для всех или для избранных? Если для избранных, то кто это? И еще: монашество, по сравнению с мирской жизнью,- лучший (или «удобнейший», как озаглавле­на, не помню уж чья, брошюра) путь для спасения?

Монашество - особое призвание человеческой души, ко­торая готова отвергнуть все ради единства с Божеством, дру­гими словами - из-за любви к Богу. Избранные - это те, кто не представляет другого жизненного пути, кроме монашества. Мне кажется, что слова: «лучший» и «удобнейший» - в этом контексте - одно и то же. Но человек должен найти свою до­рогу соответственно своим духовным и душевным потребностям. Для тех, кто не расположен к монашеству или же по гор­дости переоценил свои силы, не испытав себя, монашество мо­жет стать трагической ошибкой.

Я слышал, что в Греции есть монахи, которые курят. Прокомментируйте, пожалуйста!

Монахи в Греции ведут достаточно аскетический образ жизни. А если некоторые монахи курят или едят мясо, то это отступление от общих правил и человеческая немощь.

Дело в том, что желание уйти в монастырь не оставляет меня очень долгое время. Духовник меня не 5лагословляет, но и не благословляет выходить замуж. В таком состоянии очень сложно жить в миру, посколь­ку блудные помыслы постоянно преследуют (и многое другое). Что же делать? Просто слушать духовника или есть другой выход из этой ситуации? И вообще, как оп­ределить, мое ли это призвание, монашество, или эти мысли влагает лукавый?

Мне кажется, что Ваш духовник прав. Если Вы внутренне еще не определили себя, то лучше не спешить с решением этого чрезвычайно важного вопроса, а проверить себя. Борьба с по­мыслами идет от нашей природы, пораженной грехом, поэтому духовная жизнь и в монастыре, и в миру есть, прежде всего, очи­щение сердца от страстей и искушений. В миру эти искушения более грубы, в монастыре - более тонки, но главное - это реши­мость воли, смирение и послушание. Спросите у своей души, где она больше испытывает духовную радость, где легче Вашему сердцу: в монастыре или в миру? Молите Бога, чтобы Он открыл Вам Ваш путь через духовника и через ситуации жизни.

Я никогда не бываю довольна своим настоящим поло­жением. Так, мне кажется, что на работе я должна занимать более высокое положение, вместо другого че­ловека. Может, это потому, что я раньше занимала большую руководящую должность? Так сложилось, что я полгода жила в монастыре, но мне казалось, что мое место в миру, что меня ждут великие дела; теперь я жи­ву в миру, работаю, хорошо обеспечена. Мне 32 года, но я не хочу замуж, меня тянет в монастырь, а духовника у меня нет. Батюшка, помогите мне, что мне делать?

Когда приходит мысленный ропот и недовольство, то надо говорить: «Слава Богу за все» - и вспоминать о неизбежном дне смерти. Советую Вам хотя бы во время отпуска посещать монастырь и включаться в жизнь обители. Это поможет Вам определить свое призвание. И в миру можно вести жизнь, по­добную монашеской. Но следует найти опытного духовника, хотя бы и живущего далеко от Вас, чтобы иметь поддержку в его молитвах и советах.

P.S. Выпишите в записную книжку слова Спасителя: «Первые будут последними, а последние первыми» (Мф.19,30), «Кто хочет быть первым, пусть будет всем слуга» (Мф.20,26-27) - и размышляйте над ними во время мыслен­ной борьбы.

Новый Афон был заселен в основном афонскими мо­нахами, принесшими в Ново-Афонский монастырь и устав Святой горы. Почему же тогда в монастырь име­ют свободный доступ женщины и всегда ли было подоб­ное положение вещей?

В Ново-Афонском монастыре был учрежден устав Пантелеймонова Афонского монастыря. А запрещение женщинам - не иметь доступ на Афон - относится не к уставу, а к древней традиции, ставшей законом для этого места.