«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Очень больно читать и слышать о том, что современ­ные монастыри находятся в духовном упадке. Гово­рят, что нет, например, старцев. Не могу с этим согла­ситься. Конечно, не каждый второй житель нашей необъятной Родины - старец, но все же... Потом, мона­стыри часто критикуют за то, что там много трудятся и «совсем нет молитвы». Но кто сказал, что монах не мо­жет выполнять физический труд и одновременно тво­рить Иисусову молитву, заниматься умным деланием? Скажите, действительно ли нынешние монастыри уже не являются крепким оплотом Православия и не в си­лах уже удержать натиск враждебных сил невидимого, но бодрствующего мира?

Современные монастыри не огорожены от мира, поэтому дух мира просачивается в них, как вода через щели корабля. Но монастыри, даже в таком виде, являются крепостями Пра­вославия и преградой для действия темных сил. Критикуют монастыри часто те, кто не понимает монашества, притом кри­тикуют по разным и противоречивым поводам. Строгих мона­хов критикуют за то, что они якобы не сочувствуют скорби и нуждам людей и поэтому избегают общения с ними; других, напротив, осуждают за то, что они принимают мирских людей и беседуют с ними. Тех, кто трудится, называют не монахами, а рабочими, которые ничего не знают, кроме монастырского хозяйства. Тех, кто уединенно молится в келий, упрекают, что они живут за счет трудов других. Можно иметь любовь к мо­нашеству для того, чтобы не только стать монахом, но и по­нять его. Монашество - это не только безбрачие и нестяжа­ние, это, прежде всего, отсечение своей воли, которое рождает смирение; а смиренное сердце глубоко соединяется со словами Молитвы. Что же касается утверждения, что нет старцев, то, ес­ли будет послушник, искренно желающий научиться смире­нию через отсечение воли, и старец найдется, а вернее, его пошлет Господь. Ради подвига послушника Господь может дать духовную мудрость его руководителю. Надо помнить, что древние отцы сказали: «Мы плывем по течению реки, а мона­хи последнего времени будут плыть против течения, поэтому они могут превзойти нас и наших отцов». Добавлю: хотя их подвиг может быть малозаметным для постороннего взгляда.

Вы, наверно, знаете случаи, когда в монастырь идут люди нездоровые. Может, сердечко что-то немнож­ко где-то... Расскажите про эту сторону монашеской жизни.

Монастырь представляет собой общину, все члены кото­рой обязаны нести труды и послушания. Если Вы поступите в монастырь, то Вам поручат определенную работу, которую Вы будете обязаны исполнять. Болезнь не является помехой для духовной жизни, но она может явиться препятствием для] вступления в монашескую общину и жизни в ней. Монашест­во, само по себе, является духовным подвигом. Замечено, что нервные болезни в монашестве не уменьшаются, а обостряют­ся. Может, Вы попробуете остаться монахом в миру, без внеш­ней монашеской атрибутики, иметь связь с каким-нибудь мо­настырем и выбрать себе духовным отцом монаха...

Мне 31 год; в начале воцерковления, 1,5 года назад, возникло желание монашества, и до сих пор этот путь мне более близок, однако, если судить по внешним обстоятельствам (почти сразу по приходе в храм меня начали сватать), выходит, что Бог готовит мне путь су­пружества. Как долго стоит себя испытывать в вопросе выбора пути, как молиться и что же делать, если внут­ренние устремления никак не совпадают с внешними обстоятельствами? Все сватовства так или иначе рас­страиваются (не без моего участия), несмотря на горя­чее желание всех окружающих видеть меня замужней, а мама даже слышать не желает о монашестве. Добав­лю, к моей глубокой скорби, что имею опыт внебрачно­го сожительства, и это внутренне мне самой, может быть, мешает дать согласие на брак, так как сильно чувствую свою нечистоту. Проблема стоит остро, со всех сторон ощущаю давление, отчего временами унываю.

В вопросе выбора между супружеством и монашеством руководитесь не обстоятельствами, а внутренней потребнос­тью и стремлением своей души. Прочтите первые главы «Лествицы» святого Иоанна Лествичника. Там говорится о давле­нии, которое испытывает человек, собравшийся вести монашеский образ жизни. Сопротивление родителей и близ­ких - это одно из нравственных испытаний на духовном пути.

Я замужем уже 2 года, муж верующий, вместе ходим в храм, в целом в вопросах веры мы единодушны, отношения хорошие, теплые. У нас дочка - 9 месяцев. До замужества один прозорливый батюшка (монах) сказал мне: «В монашках хорошо»,- но у меня неверу­ющие родители, и сбежать из дома тайком в монастырь я в тот момент не смогла бы. Да и поездить по монасты­рям я не могла, боялась даже, что увидят, как молюсь. Сейчас постоянно беспокоят мысли, что монашеский путь был бы спасительнее, что рожать детей в такой мир страшно, что будет с ними потом и тому подобное. Это, наверное, искушение? Как обрести мир и спокой­ствие в душе?

Прошлое не возвращается, но надо уметь ценить то доб­рое, что Вы имеете в настоящем. Главное для спасения - ис­полнять заповеди Божий. В монастыре хорошо, но монастырь не для всех. Возможно, Ваша тоска по монашеству - искуше­ние, чтобы лишить Вас духовного мира и спокойствия. Если же Вы предназначены для монашества, то Господь может дать его впоследствии, хотя бы к концу Вашей жизни. Не нам знать о будущем детей. До конца мира будут спасающиеся и погиба­ющие. Старайтесь воспитать детей в христианском духе и предоставьте их Промыслу Божиему.

Чтение Евангелия и духовных книг возбудило жела­ние монашеской жизни и большей близости к Богу. В то же время чувствую ответственность перед любимой супругой (по взаимному согласию 8 лет храним целому­дрие), пожилой и больной тещей. Возможно ли для ме­ня монашество? Если да, то как?

Если у Вас обязанности перед семьей, то не следует торо­питься с принятием монашества, а надо внутренне приготов­лять себя к монашеству и особенно заниматься Иисусовой мо­литвой.

Мне 32 года, я не женат. Когда 8 лет назад я обратил­ся к Богу, то о женитьбе не думал, старался чаще бывать на богослужении, часто причащаться. Мне каза­лось, что это неправильно: проводить время с девуш­кой, а потом идти на Причастие. Теперь время ушло, и я не знаю, как построить дальнейшую жизнь.

Господь сказал о безбрачии: Кто может вместить, да вме­стит (Мф.19,12). Лучший жребий избрала Мария, но и Мар­фа свята, поэтому главное - исполнять евангельские запове­ди. Я думаю, что семейная жизнь потребует от Вас перестройки, может быть тяжелой и болезненной, поскольку вкусившему сладкое другое будет казаться горьким. Впрочем, нужно исходить из себя, из своих духовных потребностей. Мо­жете Вы посвятить свою жизнь Богу - прекрасно. Не можете - разделите ее с семейной любовью, и это будет хорошо. Лично я, может быть, ригористичен в этом вопросе из-за моего мона­шества, но если бы моя жизнь повторилась, то снова бы при­нял постриг.

Раньше хотелось в монастырь, а когда появились три жениха, стала думать, что не смогу, очень сложный подвиг - монашество. Но очень хочется спасти душу, а люди, которые хотят на мне жениться, не очень-то ве­рующие, хотя не против Православия. Боюсь, что с ними не спасу душу. Как быть?

Советую Вам не торопиться с решением проблемы - уйти в монастырь или создать семью,- пока внутренне не убеди­тесь в твердости своего намерения. Можно молиться об этом Богу словами Псалмопевца: Скажи мне, Господи, путь, в онъже пойду, яко к Тебе взях душу мою. Изми мя от враг моих, Господи, Тебе прибегох (Пс.142,8-9). Надо сказать, что в наше время христианская семейная жизнь не менее сложный подвиг, чем монашеская.