«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Если Вы не знаете отношения умершего к Церкви, но Вам Известно, что он крещен, то поминайте его в надежде, что он был приобщен к духовной жизни. Если же человек негативно отнс сился к религии и Церкви и умер, не покаявшись, то церковное поминовение не принесет ему пользы. Если бы можно было спасти человека без самого человека, по одной милости Божией, то ад уже давно был бы пустым. Что касается поминовения на Проскомидии, то здесь вынутая из просфор частица знаменует человеческую душу, а в конце Литургии эти частицы опускаются Чашу с Кровью Христовой. Характер поминовения в Церкви должен соответствовать жизни человека, иначе получается разрыв. Возможно, что следует эти вопросы решать более конкретно со священнослужителем, в пастве которого Вы находитесь.
Однажды мой духовник служил молебен перед Литургией и сильно окатил меня водой: он вообще очень щедро всегда кропит. А мне надо было провести весь день на холоде, и я очень раздражилась, так как пальто было тоненькое, а я стала насквозь мокрая. Всю Литургию я не могла успокоиться и отправила ему записку о том, что я на него за это раздражена и никак не могу с собой справиться. Потом он попросил у меня прощения, но с тех пор стал кропить аккуратно, из-за чего многие, кому нравилась эта обильность, стали расстраиваться. Моя подруга говорит, что мне надо было просто исповедоваться в раздражении и не писать, по какому поводу. Но меня лично устраивает то, как он кропит сейчас, хотя это было одной из его особенностей, и теперь меня начали мучить угрызения совести... Ведь он святой водой кропил! Кто прав: моя подруга, которая считает, что я духовника обидела, так как он от души, щедро раздавал Божию благодать, или я, что написала ему как есть? И что теперь делать с моими угрызениями?
Как окропляют святой водой людей на молебне - щедро или скупо - вопрос второстепенный: несколько капель освящает целый водоем. Однажды один епископ слишком обильно окропил водой императора Николая I, на что император сказал: «Вы что, из меня беса выгоняете? Теперь придется менять мундир». Мне кажется, главное - с каким чувством Вы обращались к духовному отцу. Сначала надо победить в душе раздражение, как говорят, остыть, и тогда найдутся нужные слова которые никого не огорчат, а только выяснят вопрос. Советую Вам, в таком случае, прежде чем говорить или писать, произнести хотя бы полчеток Иисусовых молитв.
Разрешается ли священнослужителям в церкви проводить процедуру изгнания нечистой силы? Можно ли посещать христианину такую церковь? В нашей области есть такой батюшка в одной из деревень. Службы проходят ночью, в это время батюшка изгоняет нечистую. Люди приезжают со всех сторон, идут пешком десятки километров. Живут в церкви несколько дней, если того потребует батюшка. Я слышала, что такое разрешено только нескольким священнослужителям на всей территории России. Что Вам об этом известно?
Канонических запрещений для православного священнослужителя - читать молитвы об изгнании демонов - нет. Но для этого нужна большая внутренняя подготовка и, желательно, личное благословение от архиерея. Эти молитвы находятся в Большом Требнике и могут читаться в храме по усмотрению священника, так что не сомневайтесь посещать храм. О священнике, взявшем на себя опасный подвиг - изгнание бесов,- надо особо молиться, так как демоническая сила подвергает таких людей многим скорбям и искушениям.
В храмах на Троицу рассыпают траву. С чем связан этот обычай?
В храмах на Троицу рассыпают траву в память Синайского законодательства, когда в пустыне в весенний период росли травы и распускались цветы. Также цветы являются символом благодати Духа Святого.
Смущает мнение о том, что («коллективное») Таинство Соборования, осуществляемое в дни Великого поста на многих приходах,- «безблагодатная профанация».
Традиция Елеосвящения на утрене Великого Четверга ведет начало со времен Византийской империи, когда в Софийском соборе Константинополя совершалось помазание елеем всех присутствующих в храме. Но постовое Елеосвящение имеет свои особенности и отличия от Таинства, совершаемого в другое время над больными. Весь чин Елеосвящения совершается без пения и шести помазаний. Только в конце молитв священник совершает помазание один раз, знаменуя елеем только чело людей, в виде креста. Для практического удобства на приходах Елеосвящение совершается не только в Великий Четверг, но и в другие дни поста. Обычай, ставший традицией и вошедший в церковный устав, нельзя назвать «профанацией». Это, скорее, милость Церкви людям, которые больны, только в разной степени, духовно и телесно.
О КРЕЩЕНИИ
Пятидесятое Апостольское правило и Кормчая говорят только об одном виде Крещения - трехкратном погружении. «Крещение аще не в три погружения некрещение есть» - говорит Кормчая книга. Получается, у нас пол-России некрещеных (обливанцев)?
В Церкви Крещение через обливание допускалось как исключение: болезнь, неимение условий для полного погружения и так далее. Но теперь, к сожалению, исключение сделалось преобладающей практикой. Крещение, в том числе через обливание, не повторяется. Но я считаю долгом иерархов и священников сделать все, чтобы вернуться к полному Крещению. Но крещеные обливанием не должны сомневаться в том, что они крещены. Что же касается Кормчей книги, то Кормчая является, в общем, авторитетным памятником церковного права, но в настоящее время не имеет в Русской Церкви канонического достоинства.
Можно ли поминать атеистов и еретиков в церкви, если они были крещены? Насколько я знаю, есть две точки зрения по этому вопросу. Бабушка моего друга была крещена в Православии, однако к старости перешла в секту. Моему другу было сказано, что само по себе Крещение пребывает с человеком вечно и может облегчить страдания в аду. Как пример - Вторая книга Маккавейская: в Иерусалимском храме поминали иудеев-язычников лишь потому, что те были обрезаны. Подобные примеры известны и из истории Церкви: душа царя Тра-яна была помилована по молитвам святого Григория, папы Римского, и была «крещена» в его слезах. Еще я читал, что отец (или муж) некой женщины был крещен в Церкви, и хотя, по-видимому, был неверующим, но поминается в Церкви наравне с воцерковленными людьми. За таких личностей, как Лев Толстой, Владимир Ленин и так далее, Церковь не молится; значит ли это, что лишь официальная анафема может «стереть» благодать Крещения и прервать молитвенное прошение о человеке?