«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Правда ли, что Константин Великий был язычником почти всю жизнь и принял Крещение только на смертном одре от арианина?

Равноапостольный царь Константин Великий обратился в христианство задолго до принятия Крещения и называл себя «епископом внешних дел Церкви». Вопрос о том, когда и от кого он крестился, остается дискуссионным. По всей вероят­ности, его крестил святой Сильвестр, папа Римский.

Я недавно услышала, что в Москве, на Пятницкой, есть храм, где можно поминать некрещеных, так называемых отступников (те, кто крещены, но никог­да не принимали Таинства и не каялись), если я пра­вильно выразилась... Вообще такое возможно? Меня очень заинтересовал этот вопрос - не могли бы Вы разъяснить?

Если эти люди не могли причаститься из-за того, что храмы были закрыты и разрушены, но имели веру, - поминать можно. Если не считали нужным причаститься, - то на Литургии и Проскомидии поминать нельзя, потому что они исключили себя из внутренней жизни Церкви. Но такое состо­яние очень неопределимо. Некоторые хотели причаститься, но откладывали, и в таком состоянии их застигла смерть. Те люди, которые враждебно относились к Церкви и сами не хотели, чтобы за них молились, уже не могут быть спасены, разумеет­ся, если не покаялись перед смертью. Им только можно в своей индивидуальной молитве желать облегчения участи. В случае недоумения, то есть незнания, в каком состоянии был человек, надо молиться за него, так как лучше, по слову митрополита Филарета Московского, согрешить излишней снисходительно­стью, чем излишней строгостью. Все это касается крещеных, а некрещеные не принадлежат Церкви. Однако некрещеные мла­денцы, не получив славу спасенных, не находятся в муках, за них можно раздавать милостыню и просить в домашней молит­ве, чтобы Господь дал им то утешение, которое они могут воспринять, будучи не искупленными Кровью Христа.

Сейчас почти везде иерархи требуют подготовки и воцерковления взрослых перед Крещением. Как Вы считае­те, есть ли смысл крестить детей вообще и есть ли смысл крестить детей у совершенно нецерковных родителей?

Я считаю так, как считает Церковь, а именно: взрослые должны проходить хотя бы краткую катехизацию перед Кре­щением. А что касается детей, то постановление Карфагенско­го Собора благословляет крестить детей в любом возрасте, для; очищения от первородного греха. Необходимо учитывать, что детей крестят по вере их родителей и восприемников, которые обязуются воспитывать детей в христианстве. Это общий) принцип, а конкретное решение священник должен прини­мать в каждом конкретном случае, учитывая обстоятельства и меру своих возможностей. Желательно, чтобы Крещение про­изводилось не через обливание, а через погружение, согласно правилам Церкви.

В современной практике Таинство Крещения зачастую совершается над людьми, совершенно неподготовленными. Какими, по Вашему мнению, должны быть минимальные требования для принятия сего Таинства?

Я считаю, что минимальные требования - это осмыслен­ное знание Символа веры, библейских заповедей и церковных Таинств, а также нравственные обязанности, которые прини­мает на себя христианин.

Мне постоянно не дает покоя мысль, что если бы я был крещен,- то во мне явственно была бы бла­годать Святого Духа, а раз я ее в себе не чувствую, то, хоть молись, хоть постись,- все бесполезно, и, зна­чит, я не крещен. Крестили меня ребенком, я этого не помню, но крестили, несомненно. Как мне отогнать эту мысль? И вообще: что делать людям, которые не помнят, крестили их или нет? И не лучше ли Креще­ние принимать осознанно, а не в пеленках, когда ниче­го не понимаешь и не помнишь? Действительно ли че­ловек в момент Крещения ощущает Тот Дух Святой, Который так явно ощутили Апостолы? И еще: люди некрещеные чувствуют себя не так, как мы?

Наверно, ребенком после Крещения Вы ощущали благодать, но это состояние прошло. Не сомневайтесь, что Вы крещены. Ес­ли же люди действительно не знают, крещены они или нет, то следует креститься с благословения епископа или священника. Креститься следует как можно раньше, чтобы благодать дей­ствовала в ребенке,- посаженное деревце надо поливать сразу же, а не ждать, пока оно вырастет. Люди, которые в зрелом воз­расте приняли Крещение и могут сравнить свое прежнее состоя­ние с новым, говорят, что Крещение открыло им их сердце.

Если взрослый человек крестится не по религиозным соображениям, а скажем так, по мирским (допус­тим, очень распространено креститься по той причине, что умер член семьи и так далее), в таком случае тоже прощаются все личные грехи?

В житии святого мученика Порфирия, бывшего скомороха, написано, что он для забавы публики осмеивал христианские Таинства на сцене. В числе прочих шуток он решил имитиро­вать Крещение и, в это время, увидел Ангела, который ска­зал: «Прощаются тебе грехи твои» - и разорвал огромный свиток, где были написаны грехи Порфирия, совершенные им с детства. Это видение так поразило его, что он исповедал себя христианином перед язычниками и принял мучениче­скую смерть. Конечно, на этом чуде мы не можем основывать сотериологию, но оно говорит нам о великой милости Божией к грешному человеку. Поэтому вторично креститься не следует. Но такое формальное крещение надо обязательно дополнить Покаянием в том, что оно было принято не по ве­ре, а по обычаю.

Мы крестили нашего годовалого сына. Он был напу­ган тем, что находился продолжительное время на руках у малознакомых людей - крестных,- и сильно плакал. Также его напугала процедура омовения. То ли в силу испуга, то ли из-за сквозняка, но сын на сле­дующий день сильно заболел, и постоянные простудные заболевания преследовали его в течение почти 3 меся­цев. Не может ли свидетельствовать эта проблема о неком «процессе очищения», который проходил наш кроха после обряда Крещения? Когда и с кем из роди­телей наш сын должен будет вновь прийти в церковь для Причащения? Нужно ли обратиться к тому же ба­тюшке, который крестил ребенка, или это не принци­пиально?

За свою многолетнюю службу я не знал ни одного случая, когда ребенок заболевал и простуживался во время Креще­ния,- возможно, что были другие причины болезни. До годо­валого возраста дети отличаются устойчивым иммунитетом. Таинство Крещения является полным очищением, поэтому никакого добавочного очищения здесь не требуется. Примите это как испытание для вас и надейтесь, что по милости Божией ребеночек будет исцелен. На Причастие ребенка могут нести не обязательно крестные, но любые из верующих христиан. В ка­ком храме и у какого священнослужителя будут причащать 4 не имеет значения.