«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Наименее пораженная грехом сила человеческой души -это разум. Во время демонических искушений, когда чувство подавлено и как бы парализовано ими, то сатанинским наветам противостоит разум. У душевнобольных эта преграда разру­шена или деформирована, поэтому они находятся под особым воздействием инфернального мира. Душевнобольные будут отвечать за содеянные ими грехи в той степени, в которой у них еще сохранилось сознание.

Ответьте, пожалуйста, что делать: у меня уже давно присутствует желание умереть. Я понимаю, что это большой грех, и исповедовалась из-за него, но желание не проходит.

Желание умереть - это следствие других грехов и страстей, поэтому необходимо найти в глубине сердца причину этого желания. Откуда у Вас появилось уныние? Может быть, здесь разрыв между мечтательным представлением о счастье и действительностью? Может быть, от недостаточной и поверхност­ной Исповеди, из-за чего у Вас возник конфликт с собственной совестью? Может быть, от нервной усталости или от забвения того, что здесь, на земле, все проходит? Когда святому Серафи­му задали такой же вопрос (почему хочется умереть), то он отве­тил: «Потому что ты не знаешь, что такое рай и ад... если бы ты знал, как сладок рай и ужасен ад, то согласился бы жить вместе со змеями, чтобы получить вечную жизнь и избегнуть вечных мучений». Желание умереть может происходить от тайного не­верия в бессмертие души. Желание умереть - искушение, кото­рому чаще всего подвергаются гордые сердцем. Если человек смирит себя, то будет благодарен Богу за каждый день жизни. Я советую Вам прочитать во втором томе «Добротолюбия» разде­лы о том, как бороться со страстями печали и уныния, а также читать молитву «Богородице Дево» - чем больше, тем лучше.

Уже три года, как у меня не ладится жизнь. Любое дело, которое я начинаю, заканчивается провалом. Весь в долгах. Каждый день молюсь, прошу прощения у Бога за все грехи. Бросил курить. Перестал употреб­лять матерные слова. Стараюсь быть послушным Богу, но каждый день все неудачи и неудачи. Что мне делать?

Примите мысль о том, что эти испытания необходимы для спасения Вашей души, и проявите терпение и мужество. Ког­да надобности в них уже не будет, то они пройдут сами собой.

Мой муж неверующий, он никогда не держал пост, любит выпить, погулять и меня тоже пытается пе­ревоспитать по-своему, например спать с ним во время поста. Муж ругает священнослужителей, считает, что они меня совсем с ума свели. На этой почве у нас часто споры, я чувствую, что больше не потерплю, и выхожу из себя и тоже грешу. Как мне побороть себя и заста­вить его как-то повернуться к истине?

Каждый человек настолько индивидуален, что недоста­точно общих правил, а надо постараться найти ключ к человеческому Сердцу. Здесь надо проявить любовь и принципиаль­ность: идти навстречу в тех случаях, когда это не противоречит христианской совести. Хорошо иметь духовника и каждую проблему обсуждать с ним. Советую Вам взять определенное молитвенное правило для обращения супруга, например, чи­тать акафист святому Николаю Мирликийскому по четвергам или акафист Архангелу Михаилу по понедельникам.

О СМИРЕНИИ

Знакома ли Вам работа Ивана Ильина «О сопротивле­нии злу силою», в которой автор пишет о недопусти­мости пассивного созерцания распространения зла? Мне такая позиция близка, но смущает мысль об отно­шении к этому вопросу такого великого подвижника, как святой Серафим Саровский, который не воспрепят­ствовал насилию над собой и тем самым как бы попус­тил разбойным людям и дальше продолжать заниматься разбойным делом. В результате такого «непресечения» зла разбойники, оставаясь на свободе, могли бы причи­нить немало горя людям. Или стоит различать жизнен­ную позицию монахов и мирян?

Ильин является очень интересным и своеобразным фи­лософом, который резко выделяется из числа русских фило­софов на Западе. Мне нравится его бескомпромиссность; но все-таки он остается философом, когда пишет на религиоз­ные темы. Его духовные опыты, по сути дела, являются по­пытками найти философские основания и определения его личных религиозных чувств. Здесь можно говорить о духов­но-нравственных вопросах, конечные ответы на которые дол­жен дать сам читатель. И заслуга Ильина в том, что он ставит эти вопросы не столько перед интеллектом, сколько перед совестью. Я думаю, что вопрос о сопротивлении злу в физическом плане надо искать не в противоречии или разнице между мирской и монашеской жизнью, а в том, что христиа­нин может переносить личные обиды, оскорбления и несправедливости, но когда они касаются других людей, то он должен заступиться, то есть оказать сопротивление насильнику, д когда христианин отвечает любовью и кротостью своему личному врагу, то это вовсе не пассивное состояние души я волевой процесс.

Смирение - это состояние души, а покорность - отноше­ние человека к какому-нибудь лицу или событию, то есть по­корность - действие в конкретных обстоятельствах. Если бы я был выше святого Серафима Саровского, тогда мог бы рас­суждать, правильно поступил он или нет. А так как Вы не бу­дете возражать, что я ниже его, притом намного, то поступок святого Серафима Саровского должен быть для меня приме­ром. Старайтесь иметь в сердце Иисусову молитву и жить по совести, тогда сама совесть подскажет Вам, как поступать в конкретных случаях.

Как реагировать на оскорбление в наше время? Мол­чать и чувствовать свое унижение? Я же не святой, смирение ли это?

Христианское смирение - это не капитуляция, а такое со­стояние души, когда человек видит свою греховность и досто­инства других; он старается найти причину зла, конфликта или полученного оскорбления прежде всего в себе. Уступить можно, когда дело касается лично Вас и не нарушаются зако­ны нравственности, но смирение не должно переходить в по­пустительство насильнику. Затем следует помнить предосте­режение святого Иоанна Златоуста: «Мы мужественны, когда оскорбляют нас, и кротки, когда оскорбляют Бога». Иногда мужество заключается в том, чтобы перенести унижения. Здесь все зависит от мотивов и намерений, скрытых в челове­ческом сердце. Приведу один случай из Патерика. К святому Антонию пришли странники и спросили: «Что нам делать, чтобы стать монахами?». Тот ответил: «Если вас ударят в одну щеку, то подставьте другую». Они сказали: «Мы это делать не сможем». Антоний продолжал: «По крайней мере, не отвечай­те ударом на удар». Те ответили: «И этого мы делать не смо­жем». Тогда святой Антоний подозвал ученика и сказал. «Приготовь братьям немного каши, они устали от дороги, им предстоит еще обратный путь».