«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Правильно ли рассматривать одну из основных черт православного сознания в обществе как оборонное сознание - в смысле постоянных оборонительных дей­ствий от сил зла и неправды, которые всегда агрессивны и нападают? Причем сущностью сил зла в этом плане яв­ляется невозможность «мирного сосуществования с силами добра и истины из-за ненависти к человеку с целью уничтожения человека как образа и подобия Божиего. И часть принципа, переданного святому Антонию: «Трудись и молись!»,- можно рассматривать так, что вся трудовая деятельность православных в миру, на своем рабочем месте, должна соответствовать этой оборонительной войне и на личном, и на общественном, и на государственно-дипломатическом, и экономико- предпринимательском «фронтах»?

Наша Церковь воинствующая, а не только обороняющая - поэтому христианская жизнь, особенно молитва, является борьбой против демонических сил, и в этой борьбе душа не только получает удары, но и сама наносит их. Слово: «труд» - получает нравственную значимость от цели, во имя которой трудится человек, какую пользу преследует он - личную или же общественную, как сочетается труд с другими хрис­тианскими обязанностями. Этот вопрос не может быть ре­шен однозначно, а требует рассмотрения в каждом конкрет­ном случае, поэтому важно иметь духовника, который помог бы человеку направить свой труд на пользу людей и во славу Божию.

Что Вы думаете о современной технике и как Вы оцениваете ее?

Технологический прогресс является объективным явле­нием, которое будет происходить независимо от наших оце­нок, но задача христианина при всех условиях и обстоятельст­вах - сохранить себя как нравственную личность и беречь ту внутреннюю свободу, которую Господь дал человеку.

Одним из главных аргументов атеистов против Пра­вославия, и христианства в целом, является тезис о христианском поведении как о поведении пассивном, неактивном в отношении мирских проблем, в отноше­нии так называемой реальной жизни человека в обще­стве, экономике, политике. Не могли бы Вы охаракте­ризовать основные элементы активной жизненной позиции православного, показать элементы борьбы за истину, противостояния мирскому злу, чтобы иметь возможность рядовому христианину противопоставить данную позицию атеистическо-мирской позиции герои­зации технического прогресса (который является для атеистов и целью, и средством, и оправданием совре­менной человеческой цивилизации).

Этот вопрос касается не стратегии и тактики, а смысла жизни. При различной шкале ценностей и различном отношении к вечности происходит непонимание (как разделение языков при построении Вавилонской башни). То, что логично при неверии в Бога, видится абсурдным при вере в Бога, и наоборот Часто приходится встречаться с приспособлением христиан к менталитету атеистов, например, религию они рассматривают в ракурсе нравственности и культуры, то есть, образно говоря начинают петь фальшивым голосом, чтобы их поняли атеисты и простили кажущуюся бездеятельность. Пусть с атеистами дискуссируют модернисты и реформаторы: они найдут между собой большее понимание.

В каких странах, кроме Греции, Церковь не отделена от государства? Что это значит для Церкви? Нет ли здесь опасности, что государство может навязывать свою политику Церкви, как это было с календарной ре­формой в Греции? С другой стороны, авторитет Церкви в стране выше, если Церковь не отделена от государства и может больше воздействовать на нравственное и ду­ховное состояние общества. Как Вы считаете, как луч­ше?

Кроме Греции, в других странах Православная Церковь отделена от государства. Я считаю, что этот вопрос нельзя раз­решать абстрактно. Отношения между государством и Церко­вью складываются на основе исторических реалий. В индиф­ферентном к религии секуляризированном обществе вряд ли может осуществиться идея симфонии между Церковью и госу­дарством. Отношение Церкви к государству уже определе­но словами Спасителя: «Кесарево - кесарю, а Божие - Богу» (Мф.22,21), то есть: принцип невмешательства.

Помогите прояснить нашу российскую историю. Ко­гда общество в своей массе перестало соблюдать ка­ноны, ходить в церковь, быть воцерковленным - при Петре I или позже? В XIX веке считалось ли обяза­тельным каждое воскресенье быть всей семьей в храме для всех без исключения общественных слоев? Когда наступило массовое расцерковление народа - задолго ли до 1917 года? Или все-таки именно в 1917-1918 го­дах малая группа атеистов, осуществив захват власти и сделав ставку на безбожие молодежи и части интелли­генции, отстранила верующих от государственных и об­щественных институтов, изолировала их и маргинализовала?

Секуляризация религиозной жизни в России шла сверху. В XIX веке в церковную жизнь вошла практика редкого При­чащения. Обычно дерево падает под напором бури, когда оно уже достаточно прогнило изнутри.

Считаете ли Вы возможным возрождение Правосла­вия «на месте» древних храмов в Азербайджане, Ира­не, Ираке и его развитие в Турции? Какие условия для этого необходимы? Существовало ли Православие «на месте» Саудовской Аравии? Также в Африке - только Египет и Эфиопия или дальше? Укажите, пожалуйста, границы, до которых простиралось Православие на Во­стоке.

Апокалипсис говорит об уменьшении «внешнего двора» (Апок.11,2) Церкви. Христианские общины существовали «на месте» Саудовской Аравии, об этом есть сведения в биогра­фии Магомета. Одним из друзей Магомета был несторианин, от которого Магомет почерпнул часть своих знаний о христи­анстве. Археологами на юге Африки были обнаружены древне-иудейские поселения, а также византийская крепость. На юге Индии проповедовал апостол Фома; на Востоке, в Парфянском Царстве,- апостол Варфоломей, В Китае и Средней Азии суще­ствовали епархии, уничтоженные Тамерланом.

Некоторое время живя на Святой Земле, часто был свидетелем (и жертвой) странной ситуации. Дело в том, что некоторые евреи, заметив, что ты христианин (особенно если священник), плюются. Иногда приходи­ло чувство, что это эмоциональный вызов, но не знал, как на это ответить. 1. Что этим хотят сказать (в прямом и духовном смысле)? 2. Как ответить в подобных случаях и как внутренне, духовно разрешить эту задачу?

Если плевали в лицо Христа и Он отвечал молчанием, то и мы, я думаю, должны ответить тем же. Советую при этом в сердце своем говорить как молитву слова Христа: Отпусти им, Отче, не ведают бо, что творят (Лк.23, 34).