«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В чем конкретно опасность «Филиокве» и почему этот догмат решительно отвергался всеми нашими свя­тыми? Почему Дух не может исходить и от Сына?

Опасность «Филиокве» заключается в том, что Дух Свя­той представляется как имеющий два начала. Три Лица Свя­той Троицы являются тремя Абсолютами. Бог Отец является началом Святой Троицы, но не во времени, не так, что Он был прежде, а Сын и Дух Святой позже, а как форма самой внутренней жизни Триипостасного Бога. Если же Дух Свя­той имеет началом Отца и Сына, то есть двух Абсолютов, из Которых исходит третий, то, значит, Бог Отец как причина оказывается недостаточным для исхождения Духа Святого. Между тем как три Абсолюта и один Абсолют представляют собой равную бесконечную величину. В учении о «Филио­кве» содержится не только догматическая, но и сотериологическая ересь. Святые отцы на Вселенских Соборах предавали анафеме тех, кто изменит в чем-либо Никео-Царьградский Символ веры. Эти постановления были подписаны представителями Римской церкви, но затем Римский патриархат, во­преки собственным решениям, сначала допустил, а затем дог­матизировал «Филиокве», тем самым нарушив соборный принцип Церкви, поставив себя над Вселенской Церковью.

На одном из сайтов Русской Православной Церкви чи­тал краткое описание (глазами паломника) чуда Благодатного огня в Иерусалиме. И был весьма удивлен, что Православный Патриарх входит в храм в сопровож­дении армянского Патриарха. 1. Почему именно в со­провождении армянского Патриарха - в этом какой-то смысл? или дань традиции - какой? 2. Вселенская Цер­ковь осудила армянскую веру как ересь - монофизитство (если мне память не изменяет). Почему же Патриарх осужденной за ересь Церкви сопровождает (и именно он сопровождает, а не католик, не несторианин, не арианин, не другой отколовшийся) Иерусалимского Патриарха во время чуда?

Богослужения в Иерусалимском храме Воскресения Хри­ста Спасителя определены особым соглашением и правами, данными султанскими фирманами, еще со времен правления в Иерусалиме мусульман. В данном случае мы имеем подтвер­ждение чуда Благодатного огня не только от православных очевидцев, но и от иноверцев. Армянский Патриарх присут­ствует в роли наблюдателя, а не сомолитвенника.

У меня к Вам два вопроса. 1. В последние годы именно в США часто происходят стихийные бедствия, на­пример - ураган «Катрин» был недавно. И именно США, по моим наблюдениям, чаще всего беспокоят сти­хии. Так, может, небеса карают эту страну за то, что США - единственная в своем роде страна по огромному количеству сект и ересей (даже сайентологов узакони­ли)? Как мне, православному христианину, реагировать на известия о подобных стихиях с человеческими жерт­вами - как на кару Господню на еретиков? Или следует мне, как христианину, сочувствовать пострадавшим? 2. Один протестант (пятидесятник) сказал как-то: «Бог не карает, он нас любит, а карает только диавол». Разъ­ясните, пожалуйста, есть ли смысл в таких словах.

1. Праведный Авраам просил Бога пощадить Содом; мы не можем радоваться наказанию других уже потому, что сами грешны. 2. Господь попускает диаволу карать людей.

Как оценивает Православная Церковь Пурим и собы­тия, связанные с этим праздником? Евреи считают эти события победой Бога над язычниками. Есть ли связь праздника 8-е Марта с Пуримом? Если нет, то по­чему празднование этого праздника является грехов­ным (когда не попадает на дни Великого поста)?

Пурим и другие ветхозаветные праздники имели преоб­разовательное значение и в литургику новозаветной Церкви не вошли. Думаю, что при христианских оценках данных со­бытий уместно вспомнить слова Спасителя: Вы не знаете, какого вы духа, так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы погубить грешника, но чтобы его спасти (Лк.9,55-56). О связи праздника 8-е Марта с Пуримом ничего не могу сказать, так как это мне не известно. Праздник 8-е Мар­та учредили германские революционерки-феминистки Кла­ра Цеткин, Роза Люксембург и другие. Это праздник эманси­пации женщин и права на свободную любовь, то есть празднование уничтожения семьи. Участие христиан в ино­верческих и инославных праздниках является мистическим включением души человека в эти религии и конфессии, что запрещено канонами Церкви.

Можно ли молиться за родителей, подавать за них записки и так далее, если они были баптистами? До того, как стали баптистами, они были крещены в детстве в Православие.

Литургия - это внутренняя жизнь Церкви, от которой от­казались Ваши родители, поэтому подавать за них записки в храме нельзя. Но можно молиться дома, чтобы Господь облег­чил их участь, и подавать за них милостыню.

Год назад у меня умер отчим-мусульманин (скоропо­стижно). Как я могу помочь ему в облегчении его за­гробной участи? Сам я православный.

Вы можете давать милостыню и совершать добрые дела с Молитвой, чтобы Бог облегчил его участь и был милостив к не­му, насколько это возможно.

Я православная, а мои муж католик, живем в католической стране. Но муж и все его родные всегда очень уважительно относятся к моей вере, никогда не было какого-то запрета на посещение православных служб. И муж тоже очень верующий человек, мило­сердный, живем в большой любви и согласии, но вот не­давно прочитала, что я, будучи замужем за инославным, не могу причащаться! Неужели это правда?..

В дореволюционной России были случаи, когда в виде ис­ключения давалось благословение на брак с инославными (в тех областях, где преобладало инославное насепение) по прин­ципу икономии. Правильно ли это или нет,- судить не могу, так как, по моему мнению, брак - это единство в телесном и духовном, во временном и вечном. Думаю, что целесообразно будет обратиться к местному епископу по этому вопросу, тем более что Вы уже фактически состоите в браке. Думаю, что он благословит Вас по принципу икономии принять Венчание, и тогда эта проблема будет разрешена.