«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как стоит относиться к предсказаниям гадалок, если для некоторых людей они в точности сбываются?

Демон обладает большей информацией, чем любой ком­пьютер, поэтому некоторые из его предположений сбываются, но это служит приманкой для большего обмана.

Уместно ли христианину говорить другому человеку: «Желаю удачи» (что мы часто в жизни слышим),- учитывая то, что Церковью не приветствуется это поня­тие, а лик римской богини удачи (Фортуны) иными слу­жителями Церкви вообще именуется одним из ликов диавола? И еще: у меня дома живет кошка. Верно ли то, что Церковью не приветствуется содержание дома этих животных? В мирской литературе часто пишут о некоей «связи» кошек с нечистым. Кстати, не от этого ли приме­та плохая о черной кошке, перебежавшей дорогу?

1. Главное, какой смысл мы влагаем в слова. У римлян бы­ла богиня справедливости, но это не значит, что для нас спра­ведливость стала зазорным словом. 2. Кошку разрешается дер­жать даже в храме, если есть мыши. Что касается суеверий и поверий, то на них не следует обращать внимания.

Я хочу задать Вам вопрос, который интересует моего брата. Напишите, пожалуйста, как правильно опро­вергать лживость предсказаний нехристианских ясно­видцев (от Нострадамуса и до обыкновенных гадалок). В чем существенная разница между их предсказаниями и предсказаниями наших православных святых? Сильным аргументом для людей с нехристианским сознанием яв­ляется тот факт, что многие события, предсказанные, на­пример, Нострадамусом, сбываются. Многие православ­ные (особенно женщины) увлекаются предсказаниями наших уже подвижников, православных, особенно вто­рой половины XX века. Некоторые из них даже прослав­лены (например, схиархимандрит Лаврентий Чернигов­ский [Проскура]). Какую пользу приносят такие предсказания в деле спасения души, очищения от греха, в борьбе со своими страстями и искоренении их? Если все внимание будет обращено на то, тот ли это раскол в Церк­ви, который предсказывали, и ждать ли другого, соби­рать ли уже чемоданы и прыгать в любой поезд, идущий подальше на восток, и так далее... Непонятен смысл таких предсказаний, особенно людей действительно святых.

Гадалки и ложные предсказатели делают из этого статью дохода, как бы свою специальность. Они готовы ответить на лю­бой вопрос, касающийся будущего. Святые подвижники пред­видели и предсказывали тогда, когда это им открывала благо­дать Божия. Они говорили о будущем тогда, когда это могло принести нравственную помощь людям или предохранить их от тяжелых искушений и опасностей. Подвижники не брали денег за свои советы. Что касается того факта, что многие события, предсказанные лжепророками, сбываются, то надо учесть, что демон хотя и не обладает всеведением, но имеет обширную ин­формацию, которую можно сравнить с огромным компьютером. Поэтому предсказания таких людей, хотя они в определенной степени сбываются, часто не оправдываются, что мы видим на примере астрологов. Об этом писал уже Плутарх («Юлий Це­зарь одержал победу, потому что не послушал предсказаний и начал войну, хотя предсказатели пророчили ему неудачу»). Те­перь изданы книги, в которых описывается влияние магов и махатм на Гитлера и его партию, что, как известно, окончилось трагедией для немецкого народа. Предсказания Нострадамуса имели демонический характер, впрочем, многие из них имели двусмысленное содержание и могли быть истолкованы по-раз­ному. Даже сам текст этих предсказаний подвергся позднейшей переработке. Что касается перечисленных вами православных подвижников, то большей частью их предсказания имели уст­ный характер, и они известны из вторых или третьих рук, так что проверить их подлинность в большинстве случаев едва ли возможно. А что касается лично моего мнения, то для меня до­статочен Апокалипсис, который показывает контуры будущей истории, не привязывая ее к определенным датам и географи­ческим местностям. Меня больше интересует то, что происхо­дит в человеческой душе, так как от этого, а не от внешних ситу­аций зависит вечная жизнь или смерть.

Можно ли сказать, что впадение в ересь, сектант­ство, раскол обусловлено духовной нечистотой че­ловека, а не его богословской неосведомленностью? Как Вы думаете, чем можно объяснить пребывание челове­ка вне Православной Церкви (например, в исламе или буддизме)? Можно ли сказать, что это добровольный самообман, нежелание найти истину, вера только по тра­диции?

Ваши вопросы нельзя подвести к какому-нибудь одному знаменателю. Однако попробую дать общий ответ. По словам святого Киприана Карфагенского, праведный человек может попасть в раскол, но пребывать в нем не будет, то есть почув­ствует ложь ереси и раскола и отсутствие благодати в этих группировках. Что касается магометан, буддистов и других иноверцев, которые не слышали о христианстве, то, значит, они не приняли бы учение Евангелия, если даже оно было бы проповедано им. Господь сказал, что, кто ищет, тот найдет (Мф.7,7). Значит, Он не увидел того, кто мог бы воспринять истину, и поэтому оставил его в незнании.

Некоторые мои друзья и родственники (в основном женщины) увлечены фэн-шуй. Опасное ли это для души занятие? И какие основные христианские аргу­менты можно привести для отрезвления?

Я недостаточно знаком с фэн-шуй, чтобы приводить кон­кретные аргументы. Но могу сказать, в общем, что эта система, включающая в себя космологию и антропологию, основана на языческих, в частности дуалистических, представлениях и по­этому опасна для христианина. Некоторые из последователей фэн-шуй начинают ходить в храмы не для молитвы, а для «за­ряжения» себя «энергетикой» и пытаются через приборы оп­ределить, в каком месте храма им лучше стоять. В Библии ска­зано: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца (Притч.5, 15).

У нас сейчас на улице появилось очень много сектант­ских миссионеров. Я не раз вступал с ними в дискуссию и не раз убеждал их, что всё, что они проповеду­ют,- ересь. Но все равно они этим не вразумлялись, ни­чем не смущались и продолжали дальше нести свою чушь. На мои доводы они никак не реагировали. Просто уходили. Стоит ли с ними вобще вступать в спор или нет? Священники не все на это отвечают однозначно. Одни говорят, что надо терпеливо уговаривать, другие - что уговаривать их уже слишком поздно. Просто больно смотреть, как ходят люди с мертвой душой.

Если сектантский миссионер заинтересован Вашими до­казательствами и хочет от Вас что-то узнать, то разговор стоит продолжать. Если же Вы увидите перед собой глухую стену, то продолжение такого разговора может только разорить Ваше внутреннее устройство. Во всяком случае, перед беседой надо помолиться Богу как за себя, так и за еретика и помнить, что только Бог может обратить сердце человека. Также следует из­учать православные миссионерские книги, потому что возра­жения и обвинения еретиков против Церкви похожи друг на друга.

Был в разных странах Европы и обратил внимание на повальное увлечение татуировкой на теле, а также на ношение сережек, но не только в ушах. У нас это ув­лечение тоже набирает обороты. Скажите, как нужно к этому относиться и что это за паутина, в которую попа­ли эти люди, и как им не упасть?

Татуировка ведет начало от полинезийских и африкан­ских дикарей, у которых она имела ритуальное значение. На­колка - это что-то вроде клейма. Думаю, что принявшие тату­ировку должны исповедоваться в этом грехе. Ношение сережек где попало является оригинальничанием и желанием - обратить на себя внимание.