«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Ваши вопросы нельзя подвести к какому-нибудь одному знаменателю. Однако попробую дать общий ответ. По словам святого Киприана Карфагенского, праведный человек может попасть в раскол, но пребывать в нем не будет, то есть почув­ствует ложь ереси и раскола и отсутствие благодати в этих группировках. Что касается магометан, буддистов и других иноверцев, которые не слышали о христианстве, то, значит, они не приняли бы учение Евангелия, если даже оно было бы проповедано им. Господь сказал, что, кто ищет, тот найдет (Мф.7,7). Значит, Он не увидел того, кто мог бы воспринять истину, и поэтому оставил его в незнании.

Некоторые мои друзья и родственники (в основном женщины) увлечены фэн-шуй. Опасное ли это для души занятие? И какие основные христианские аргу­менты можно привести для отрезвления?

Я недостаточно знаком с фэн-шуй, чтобы приводить кон­кретные аргументы. Но могу сказать, в общем, что эта система, включающая в себя космологию и антропологию, основана на языческих, в частности дуалистических, представлениях и по­этому опасна для христианина. Некоторые из последователей фэн-шуй начинают ходить в храмы не для молитвы, а для «за­ряжения» себя «энергетикой» и пытаются через приборы оп­ределить, в каком месте храма им лучше стоять. В Библии ска­зано: Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодца (Притч.5, 15).

У нас сейчас на улице появилось очень много сектант­ских миссионеров. Я не раз вступал с ними в дискуссию и не раз убеждал их, что всё, что они проповеду­ют,- ересь. Но все равно они этим не вразумлялись, ни­чем не смущались и продолжали дальше нести свою чушь. На мои доводы они никак не реагировали. Просто уходили. Стоит ли с ними вобще вступать в спор или нет? Священники не все на это отвечают однозначно. Одни говорят, что надо терпеливо уговаривать, другие - что уговаривать их уже слишком поздно. Просто больно смотреть, как ходят люди с мертвой душой.

Если сектантский миссионер заинтересован Вашими до­казательствами и хочет от Вас что-то узнать, то разговор стоит продолжать. Если же Вы увидите перед собой глухую стену, то продолжение такого разговора может только разорить Ваше внутреннее устройство. Во всяком случае, перед беседой надо помолиться Богу как за себя, так и за еретика и помнить, что только Бог может обратить сердце человека. Также следует из­учать православные миссионерские книги, потому что возра­жения и обвинения еретиков против Церкви похожи друг на друга.

Был в разных странах Европы и обратил внимание на повальное увлечение татуировкой на теле, а также на ношение сережек, но не только в ушах. У нас это ув­лечение тоже набирает обороты. Скажите, как нужно к этому относиться и что это за паутина, в которую попа­ли эти люди, и как им не упасть?

Татуировка ведет начало от полинезийских и африкан­ских дикарей, у которых она имела ритуальное значение. На­колка - это что-то вроде клейма. Думаю, что принявшие тату­ировку должны исповедоваться в этом грехе. Ношение сережек где попало является оригинальничанием и желанием - обратить на себя внимание.

Почему Церковь против занятий биоэнергетикой, иглотерапией? Я много думала и пришла к выво­ду, что этого не стоит делать, так как, прибегая к чу­жой энергии, решая свои проблемы за счет чужого вмешательства, лишаешься своего собственного опыта работы души. Хотелось бы узнать Ваше мнение. При этом думаю, что знания даются для помощи. Но чело­век должен сам себя осознавать и помогать себе сам. Од­нако всегда ли он может это сделать сам?

К «биоэнергии» может примешиваться энергия падших духов. Иглотерапия является не оккультной наукой, а видом воздействия на нервные окончания, подобно точечному масса­жу. Человек должен искать помощи Божией и надеяться на Него, но делать то, что в его силах. Надежда на Бога вовсе не пассивное состояние человеческой личности.

Сейчас в рекламных роликах на телевидении очень часто «ясновидящие» рекламируют себя на фоне икон и православных крестов. Почему они не боятся на­ших святынь?

Вспоминаю слова святого Димитрия Ростовского о том, что грешник хуже диавола в том отношении, что диавол крес­та боится, а нераскаянный грешник креста не боится и не сты­дится. Для разных экстрасенсов и оккультистов иконы в их домах служат средством маскировки.

Как Вы относитесь к учению Григория Грабового о «спасении и гармоничном развитии? Как духовен­ство комментирует воскрешение людей и исцеление от СПИДа и рака?

Должен признаться, что я не знаком с учением Грабового, но читал несколько статей под такой фамилией о необъясни­мых явлениях и аномалиях. Если они написаны одним и тем же лицом, то мне кажется, что учение Грабового представляет собой оккультную романтику и очередную эфемерную сенса­цию. Духовенство не может комментировать воскрешение лю­дей, так как это относится или к области чуда, где коммента­рии неуместны, или к мистификации и обману. Что касается лечения СПИДа и рака, то это - область науки, которая пока не нашла надежного метода, особенно по отношению к СПИДу. От духовенства надо требовать того, к чему оно призвано, - руководства в духовной жизни человека. Религия - это Откро­вение, а наука - обобщенное наблюдение.

Григорий Грабовой есть диавол?