«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Я считаю, что Рерих привез Ленину благодарствен­ное письмо не за реки крови. Зерно прорастает с бо­лью, можно ли эту боль назвать злом?

Во-первых, Вы ушли от прямого ответа. Ленин и больше­визм «от света или тьмы»? Во-вторых, в письме махатм ясно сказано, за что они благодарят Ленина и называют его своим братом-махатмой,- за разрушение Церкви, за разрушение се­мьи. Индийский теософ и поэт Рабиндранат Тагор, посетив за­литую кровью Россию, писал: «Лучше атеизм, чем Церковь». Махатмы обещали силам, устроившим революцию, свою по­мощь. Какая это помощь, можно догадаться. В-третьих, зерно познается по колосу, а следствие революции - уничтожение духовенства и интеллигенции,- сердца и ума России. С бо­лью, о которой Вы пишете, можно не только рождаться, но и умирать от полученных ран. Делегацию из Тибета приняли Ге­оргий Чичерин и Анатолий Луначарский. Это говорит о том, что посланию махатм придавали серьезное значение идеологи коммунизма. Один из тибетских оккультных союзов оказывал активную помощь Гитлеру и его партии. А Гитлер «от света или тьмы»? Неужели десятки миллионов человеческих жертв - это только биологические удобрения для сада, по аллеям кото­рого будут гулять духовные потомки Рерихов?

В нашем городе выходит несколько бесплатных рекламных газет. В этих газетах теперь, как правило, рекламируют себя всякие гадалки, «ясновидящие» колдуны. Некоторые из них позируют рядом с икона­ми, крестом, пишут, что имеют Божие благословение Недавно читаю в одной из газет обращение православ­ных христиан не о том, что к колдунам ходить грех, а о том, что с этими газетами нужно обращаться очень ос­торожно, потому что в них иконы, имя Божие. И ни слова о пагубности обращения к гадалкам! Как Вы счи­таете, это правильный взгляд?

В некоторых старинных Требниках было указание на то, чтобы христиане не ходили к гадалкам, хотя бы у тех в комнате были иконы и свою ворожбу они начинали бы с христианских молитв. Апостол Павел пишет, что «сатана может преображать­ся в Ангела света» (2 Кор.11,14). Газеты, рекламирующие колдунов и гадалок, не следует даже брать в руки, но если они попали в ваш почтовый ящик, то их следует сжигать, несмотря на то, что там находятся изображения икон как маскировка. Можно вырезать иконы и сжечь их отдельно, а чтобы пепел от икон не попал в мусор, отнести его на чистое место.

Я на пути к воцерковлению. Но из-за тяжести на ду­ше и некоторых причин и слабости духа случилось оказаться у «бабушки», так вроде в миру их называют, Все происходило перед старинным образом Спасителя, а она позади - со стаканом, с яйцом и с водой, как бы обследовала. Сказала - сильные «сглаз, зависть, пор­ча». Согласился снять «сглаз», на ночь в изголовье ставлю стакан с водой и яйцом, и так 8 дней, а потом следует отдать «бабушке» скорлупу. Чувствую, грех это для меня сильный. Готовлюсь к Исповеди и Таинству Причащения в это время, на Исповеди батюшке скажу об этом... и просто не знаю, как быть...

Нет греха, побеждающего милосердие Божие. Исповедуйтесь перед духовником и попросите у него дать Вам епитимию. Разумеется, советы колдуньи не надо исполнять; а что касается икон в доме у подобных людей, то это маскировка для того, чтобы чело­век сразу не догадался о демонической сущности их приемов.

Много шума наделала книга Дэна Брауна «Код да Винчи», ее автора Ватикан публично предал анафе­ме (в книге, в частности, пишется о том, что Мария Маг­далина была женой Иисуса Христа и у них была дочь). Я читал ее, и как мне, православному христианину, к ней относиться: как к несерьезной фантазерской выдум­ке писателя или как к богохульному произведению? Грех ли то, что я эту книгу читал? Нужно ли каяться?

В какой бы форме - серьезной или несерьезной - ни бы­ло выражено богохульство,- это грех и скверна. Христианин не должен даже в руки брать подобного рода грязных книг. Ес­ли у Вас возникает вопрос, исповедоваться или нет, то, значит, душа говорит, что исповедоваться надо.

Я хотел бы узнать, какими высказываниями святых отцов Церкви доказывается ложность понятий «сглаза» и «порчи», так как это больная тема у моих близких. Некоторые из святых (святая Матрона) утвер­ждают существование таких понятий. Мне же кажется, что эти понятия вымышлены лукавыми духами и не­применимы даже к людям неверующим. Во-первых, по­нятие «биоэнергии» нецерковное; во-вторых, колдун не имеет власти над падшими духами, а находится в обо­льщении под их властью. Может быть, я ошибаюсь и действительно понятия «сглаза» и «порчи» имеют мес­то? Многие наши прихожане в это верят.

В духовном мире существуют полярные силы добра и зла, притом силы личностные и целеустремленные. Колдовство - это союз человеческой души с демоническими силами, направ­ленный на осуществление злых целей, в некоторых случаях прикрытых личиной ложного добра, но всегда пагубных и раз­рушительных. О существовании колдовства и магии мы знаем Из агиографии, богослужебных книг и епитимийных правил. Существуют две опасности: рационалистически отвергать Действия падших духов, сводя это к субъективным состояни­ям самого человека, или же преувеличивать возможность демонов творить зло без попущения Божиего.

Моя сестра - «ясновидящая». Наши родители хо­тят, чтобы мы поддерживали отношения между собою, но мне этого очень не хочется. Можно ли в этом случае ослушаться их?

Современное ясновидение связано с магией и оккультиз­мом. Нужно уважать родителей, но слушаться в том случае, ес­ли их слова и взгляды не противоречат христианскому уче­нию. Апостолы сказали: «Подобает слушаться Бога больше, чем человеков» (Деян.5,29).

Можно ли православному человеку помочь матери-не­христианке, потерявшей ребенка? Она верит в Бога, верит в жизнь после смерти, но ищет общения с ушедшей дочерью посредством медиумов - говорит, что это одно удержало ее от самоубийства. Можно ли пытаться облег­чить ее горе надеждой, которую дает нам наша вера? Или это невозможно сделать светскому человеку, не впадая ни в споры, ни в (псевдо)менторство, и лучше молчать и про­сто слушать, когда она не может сдержать боль и ропот?

Материально можно помочь всякому человеку, независи­мо от его взглядов и убеждений; что касается духовной помо­щи, то здесь вопрос не может быть решен заочно. Человек дол­жен быть расположенным воспринять наши слова, а если Вы чувствуете внутреннее сопротивление, то ограничьтесь молит­вой о нем. Слушать спиритический бред из деликатности я Вам не советую; этот мусор оседает где-то в подсознании, и требу­ются время и усилия, чтобы выбросить его. Утешение может дать вера в Православие и включенность в церковную жизнь.