«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
В какой бы форме - серьезной или несерьезной - ни было выражено богохульство,- это грех и скверна. Христианин не должен даже в руки брать подобного рода грязных книг. Если у Вас возникает вопрос, исповедоваться или нет, то, значит, душа говорит, что исповедоваться надо.
Я хотел бы узнать, какими высказываниями святых отцов Церкви доказывается ложность понятий «сглаза» и «порчи», так как это больная тема у моих близких. Некоторые из святых (святая Матрона) утверждают существование таких понятий. Мне же кажется, что эти понятия вымышлены лукавыми духами и неприменимы даже к людям неверующим. Во-первых, понятие «биоэнергии» нецерковное; во-вторых, колдун не имеет власти над падшими духами, а находится в обольщении под их властью. Может быть, я ошибаюсь и действительно понятия «сглаза» и «порчи» имеют место? Многие наши прихожане в это верят.
В духовном мире существуют полярные силы добра и зла, притом силы личностные и целеустремленные. Колдовство - это союз человеческой души с демоническими силами, направленный на осуществление злых целей, в некоторых случаях прикрытых личиной ложного добра, но всегда пагубных и разрушительных. О существовании колдовства и магии мы знаем Из агиографии, богослужебных книг и епитимийных правил. Существуют две опасности: рационалистически отвергать Действия падших духов, сводя это к субъективным состояниям самого человека, или же преувеличивать возможность демонов творить зло без попущения Божиего.
Моя сестра - «ясновидящая». Наши родители хотят, чтобы мы поддерживали отношения между собою, но мне этого очень не хочется. Можно ли в этом случае ослушаться их?
Современное ясновидение связано с магией и оккультизмом. Нужно уважать родителей, но слушаться в том случае, если их слова и взгляды не противоречат христианскому учению. Апостолы сказали: «Подобает слушаться Бога больше, чем человеков» (Деян.5,29).
Можно ли православному человеку помочь матери-нехристианке, потерявшей ребенка? Она верит в Бога, верит в жизнь после смерти, но ищет общения с ушедшей дочерью посредством медиумов - говорит, что это одно удержало ее от самоубийства. Можно ли пытаться облегчить ее горе надеждой, которую дает нам наша вера? Или это невозможно сделать светскому человеку, не впадая ни в споры, ни в (псевдо)менторство, и лучше молчать и просто слушать, когда она не может сдержать боль и ропот?
Материально можно помочь всякому человеку, независимо от его взглядов и убеждений; что касается духовной помощи, то здесь вопрос не может быть решен заочно. Человек должен быть расположенным воспринять наши слова, а если Вы чувствуете внутреннее сопротивление, то ограничьтесь молитвой о нем. Слушать спиритический бред из деликатности я Вам не советую; этот мусор оседает где-то в подсознании, и требуются время и усилия, чтобы выбросить его. Утешение может дать вера в Православие и включенность в церковную жизнь.
Пожалуйста, разъясните, насколько серьезно нужно относиться к «бабушкиным» предупреждениям о том, что еще некрещеного грудного младенца (3 недели) могут нарочно и не нарочно «сглазить» при прогулке на улице? Поможет ли от этого булавка, прикрепленная к пеленке малыша головкой вниз?
Надо признаться, что крещеный младенец более защищен от демонической силы, чем некрещеный, поэтому Церковь благословляет крестить ребенка как можно раньше. Что же касается защиты младенца от «сглаза» булавкой или какими-либо амулетами, то это относится к области не веры, а суеверия.
О НАУКЕ И ЛЖЕНАУКЕ
Я православный христианин. Также я ученый, работаю в области молекулярной биологии. В настоящее время усилия подавляющего числа биологов направлены на поиск средств, которые препятствуют болезням и старению. Интенсивно ведется поиск методов продления молодости, продления жизни (с моей точки зрения, ученые пытаются противиться воле Божией, которая определила нам страдание, тление и смерть на земле). К тому же предлагаемые решения этих проблем зачастую аморальны даже с мирской точки зрения (стволовые клетки, клонирование). Когда я рассуждаю о современной науке, то прихожу к выводу, что все научные открытия или достижения препятствуют спасению. Когда я смотрю на науку изнутри, то мне кажется, что вся она пронизана духом гордыни. Такие рассуждения обычно приводят меня в уныние, так как сам процесс научного поиска мне нравится и мне достаточно сложно решиться порвать с наукой, хотя никаких успехов в ней я не достиг (даже не защитил кандидатскую диссертацию, хотя мне уже 36 лет). В связи с этим у меня вопросы к Вам. 1. Кому служит современная наука: диаволу или Богу? 2. Могу ли я без вреда для своей души продолжать работать в науке?
Я не имею специальных знаний в той области, которой касаются Ваши вопросы, поэтому могу поделиться с Вами только своим личным мнением. Вторжение генетики в сокровенную тайну человеческой жизни, по моему мнению, может иметь только разрушительные последствия, которые особенно опасны тем, что могут проявиться не сразу же, а в отдаленной перспективе. Ни человеческий организм в целом, ни какая-либо из его клеток не могут быть изучены и познаны с исчерпывающей полнотой. Поэтому в данном случае наука движется вслепую, довольствуясь только непосредственным результатом эксперимента, не задумываясь о том, что искусственное вмешательство может вылиться в трагедию, если выведется племя уродов которых условно можно назвать «античеловеками». Вы помните диалог Фауста с Мефистофелем, который происходил в лаборатории, где Вагнер задался целью путем соединения элементов вывести в пробирке гуманоида? Гений Гёте как бы слил в этом акте науку с магией. Затем, сама наука довольно аморфное и семантически неопределимое понятие. Это, скорее, определенная методология, заключающаяся в умении обобщать эксперимент, поэтому мне трудно ответить на вопрос, согрешаете ли Вы, как христианин, продолжая научную деятельность. Этот вопрос должен быть предельно конкретизирован и дифференцирован, чтобы можно было иметь о нем более четкое представление и суждение. Я думаю, что истинная наука ведет человека к природе, а не отводит от природы. Вопрос, как человек проживет свою жизнь, не менее важен, чем - сколько он проживет, а на этот вопрос может ответить только религия. Я думаю, что, при желании и при помощи Божией, Вы сможете найти себя в такой области науки, где Ваша христианская совесть не входила бы в конфликт с Вашей деятельностью.
В «Слове о смерти» святого Игнатия Брянчанинова написано: «Желательно, чтобы кто-нибудь из православных христиан, изучив положительные науки, изучил потом основательно подвижничество Православной Церкви и даровал человечеству истинную философию, основанную на точных знаниях, а не на произвольных гипотезах». Из предшествующего в этом тексте можно думать, что слово: «философия» - здесь употреблено не в его обычном значении. Святой, вероятнее всего, имеет в виду систему математических и естественно-научных притчей, которую желательно разработать для облегчения усвоения трудных вопросов догматического богословия. Пример, который он приводит, достигает именно этой цели. Мои вопросы. 1. Известно ли Вам, исполнил ли кто-нибудь в какой-либо мере пожелание святого Игнатия? Если да, то кто и в каких трудах? 2. Считаете ли Вы продолжение работы в этом направлении нужным делом? И если да, то какие вопросы, по Вашему мнению, требуют разработки?
Думаю, что религия и наука - два различных метода познания, если только религию можно назвать условно «методом». Наука имеет в своем распоряжении ограниченное число фактов, на которых строит свои теории. По мере накопления фактов эти теории сменяются другими. Даже один и тот же материал может быть истолкован по-разному. Сама фактология нейтральна по отношению к религии, а теория предполагает абстракцию, со значительной долей субъективизма. Печальный пример попыток - доказать богословие через науку - представляют собой геоцентрическая, гелиоцентрическая и космоцентрическая модели Вселенной. Религия основана на Откровении. Для науки характерен постоянный поиск, для религии - усвоение того, что Бог открыл о Себе и мире. Если бы наука приобрела возможность доказать религию, то сама вера, как свободное самоопределение души по отношению к Богу, исчезла бы, уступив свое место знанию, то есть Бог стал бы «насильственной очевидностью». Думаю, что пожелания святого Игнатия были вызваны фальсификацией науки - с целью опровергнуть религию. Но в таком случае следует найти отход от принципов науки у самих фальсификаторов, а не делать из науки эфемерных, как бы картонных подпорок для веры.