«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Здесь имеет значение, с какой целью произведена пласти­ческая операция. Если для того, чтобы исправить поврежде­ние, ранение или явную аномалию, то она оправдана.

Можно ли православному делать операцию по пере­садке органов?

Пересадка органов, в какой-то степени, подобна перелива­нию крови, но ответ на Ваш вопрос осложняется тем, что при массовых операциях по пересадке органов может развиться торговля органами, купленными у живых людей, что, по мое­му мнению, трудно совместить с христианством. Уже теперь появилась преступная промышленность: умерщвление ново­рожденных детей для изготовления из их органов лекарствен­ных препаратов.

Что такое гомеопатия?

Гомеопатия - древняя наука, методы которой уже исполь­зовал Гиппократ. Она была разработана как особая отрасль медицины немецким врачом Самуэлем Ганеманом. Она осно­вана на трех принципах: 1) подобное лечится подобным; 2) ле­карственные вещества в малых дозах оказывают большее дей­ствие на иммунную систему, чем большие дозы, которые угнетают ее; 3) чем выше разведение, тем сильнее действие препарата.

На страницах православного Интернета и в печати ведется дискуссия о гомеопатии. Одни говорят, что это нормально, в свете современной медицины, что ее одобряли и ею лечили(сь) многие православные святые. Другие держатся прямо противоположной точки зрения, что это - оккультизм, экстрасенсори­ка, сатанизм и так далее. Кто прав? Возможно ли ле­читься гомеопатией православному человеку? Воз­можно ли при лечении принимать дозы разведения 30, 200 и выше?

Гомеопатическое лечение одобряли такие святые, как Фео­фан Затворник и Игнатий Брянчанинов. Первую гомеопати­ческую больницу в Петербурге освятил праведный Иоанн Кронштадтский. Гомеопатия - экспериментальная наука, не относящаяся к религии или мировоззренческой системе. Но беда в том, что антрогюсофистская медицина, связанная с аст­рологией, незаконно присвоила себе звание сложной гомеопа­тии, хотя основана на других принципах. К сожалению, неко­торые практикующие врачи-гомеопаты поддались соблазну подвести под гомеопатию свои собственные мировоззренче­ские теории. Ничего не объяснив, они только профанировали и запутали представления о гомеопатии и этим самым вызва­ли сомнения и подозрения у части православных. Сам челове­ческий организм представляет собой неразрешимую задачу, поэтому действия лекарств проверяются у постели больного, а не путем абстрактных рассуждений. Можно только предполо­жить, что гомеопатические препараты выравнивают и активи­зируют действие иммунной системы. Гомеопатия, со времен Ганемана, накопила большой фактический материал, поэтому надо принимать лекарства в тех разведениях и дозах, которые прописывает лечащий врач, на основании гомеопатических руководств.

У моего тестя 3 месяца назад случился третий ин­сульт. Покрестить мне его удалось после второго инсульта, он сам согласился и, более того, превозмогая немощь, пришел в храм (хотя я предварительно догово­рился со священником о совершении Таинства на до­му). Потом через 2 недели причастился, но затем в цер­ковь не ходил, хотя крестик носил. После третьего инсульта его соборовали. Сейчас он по-прежнему в бес­памятстве и практически перестал принимать пищу (по 2-3 дня вообще не ест), страшно исхудал, большее время спит. Врач - так тот удивлен, что тесть еще жив. Нужно ли прибегать к медицине для ввода питательных ве­ществ? Мы положились на волю Божию, но беспокоит вопрос: а не самоустранились ли мы, не обрекаем ли его на голодную смерть?

Вы сделали все правильно. Но так как искусственный ввод в организм питательных веществ не запрещен Церковью то для успокоения своей совести можете прибегнуть к этому методу, хотя пользы в нем я не вижу.

Можно ли узнать Ваше отношение к православной психологии? Я всегда считал, что единственным психотерапевтом для православного может быть ба­тюшка, а единственная психотехника - это покаянная молитва. Может, я слишком категоричен в своем суж­дении?

Я вполне согласен с Вами, что христианской психологии как предмета не существует. Психология - это система, а че­ловеческая душа неизмеримо шире и глубже каждой системы. Великий Сократ всю жизнь стремился познать себя самого, но без благодати Божией не смог сделать этого, и его аналитиче­ский рассудок вращался на поверхности рефлексии. Только святые отцы, через молитву и аскетизм, могли в какой-то сте­пени проникнуть в тайники человеческой души. Психология изучает отдельные душевные проявления, игнорируя душу че­ловека как субстанцию. Между тем душа - это предмет веры, а не науки. Психология бессильна проникнуть в ту высшую область человеческой души, которая обычно называется ду­хом. Поэтому представления психологов о религиозной жиз­ни, основанные на данных психологии, весьма примитивны и искажены. Если же психолог - православный христианин, то он черпает сведения о религиозной жизни человека не из пси­хологии, а из христианской аскетики и личного опыта. Хрис­тианство - это вера, основанная на Откровении, а всякая на­ука основана на человеческом наблюдении, поэтому говорить о христианской психологии, по-моему, так же неправомерно, как говорить о христианском естествознании или биологии. Лучшее, что может сделать верующий психолог,- это объяс­нить пациенту порочную сущность современного психоанали­за, ложность концепций ведущих психологов и затем напра­вить своего пациента в храм. Мне кажется, что в Вашем вопросе уже заключался ответ, и мне остается только выраз­ить свое согласие с ним.

На днях врач мне диагностировал неврастению. Мне стало очень неспокойно. 1. В чем истинная (духов­ная) причина этого заболевания? 2. Излечимо ли оно?

Духовная причина неврастении - противоречие между желанием и его осуществлением, между мнением о себе и от­ношением к себе других; тогда у человека появляется затяж­ной внутренний конфликт. В этом случае она излечивается смирением и самоосуждением, которые дают душе покой. Од­нако причиной неврастении могут быть переутомление, кото­рое переходит в хроническую усталость, занятие непосильной работой, которая требует постоянного напряжения, а также частыми и резкими переменами жизни, к которым человек не успевает адаптироваться. Но духовная гордость - самая глав­ная причина нервных заболеваний, и здесь начало лечения - изменение своего отношения к миру.

Как моей подруге поступать со своей дочерью, у ко­торой обострилась душевная болезнь в последнее время? Для посторонних это незаметно, а у девочки какие-то подозрения, что все подстроено, кто-то под­менил ей лекарства, хочет вызвать милицию, чтобы выяснили, что происходит, и так далее. Подруга гово­рит, что дочь совсем запуталась в своих же мыслях, и хочет ей чем-нибудь помочь. Может, Вы подскажете ей, кому она должна особенно молиться? А как я могу помочь несчастной?