«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

В наше время появилось много разновидностей душевных болезней, которые проявляют себя спорадически или протека­ют малозаметно, как бы в стертой форме. Трудно отличить бо­лезнь нервной системы от одержимости и беснования. Обычно у одержимых появляется агрессивность или депрессия во вре­мя постов и церковных праздников, а также когда им надо причаститься. При психических заболеваниях, связанных поражением нервной системы, эти симптомы не наблюдаются При психосоматических заболеваниях большое значение име­ет окружающая среда, которая не должна травмировать боль­ных и «давить» на них. Здесь лекарство - любовь к больному и спокойное отношение к нему. При демонической одержимо­сти нужно использовать те средства, которые предлагает нам Церковь: Исповедь, Причащение и, если есть возможность чтение заклинательных молитв священником. Покойный мит­рополит Константин Батуми-Шемокмедский (Меликидзе), сам занимавшийся вычиткой больных, говорил, что он внача­ле читал тропарь и молитву Архангелу Михаилу, и считал призывание Ангелов очень действенным способом для лече­ния таких людей. Что касается Вас, то думаю, что нужно из­брать средний путь: не отказываться помолиться за девочку во имя христианской любви и, в то же время, не слишком горячо браться за это дело, помня наши собственные немощи. Помо­лившись, скажите: «Господи, да будет воля Твоя».

Я интересуюсь человеческой психологией и читаю .книги в этом духе. Это вредит мне или я могу парал­лельно читать психологическую литературу?

Христианская антропология и современная психология имеют различные исходные позиции. Поэтому занятие пси­хологией создаст в Вашей душе двойственный подход к объ­яснению душевных свойств и способностей, или, другими словами, создаст хаос понятий и представлений, так что Вам самим трудно будет отличить, где кончается психология и начинается христианское учение. Душа является предметом веры, а не науки; психология рассматривает психические проявления с безуспешными попытками интегрировать их. Строго говоря, психологии как монолитной науки не сущес­твует, а имеются психологические школы, противоречащие друг другу в кардинальных вопросах. Психиатрия как наука также находится в состоянии упадка. Они сдала свои пози­ции психотерапии, которая не лечит болезни, а заглушает симптомы. Окончательно засорил психологию Зигмунд Фрейд своим учением о сексуальных комплексах и символи­ке бессознательного.

ОБ АЛКОГОЛИЗМЕ, НАРКОМАНИИ, КУРЕНИИ И ИГРОМАНИИ

Можно ли молиться и писать записки за людей, умерших от наркотиков? Если нельзя, то как им можно помочь?

Если человек умер оттого, что испортил себе здоровье наркотиками, но каялся в своей страсти и просил у Бога про­щения, то суд над ним принадлежит Богу - за него можно молиться. Если человек умер во время приема наркотика, то это исключает Покаяние: смерть застала человека в состоя­нии демонообщения, в которое вводят душу наркотики. По­этому молиться за такого человека бесполезно, как за само­убийцу.

Мой муж пьет, и ничего с этим я поделать не мо­гу. Три года назад мы ходили лечиться к врачу-наркологу, но лечения хватает максимум на год, и так 3 года подряд. Сейчас он сказал, что к врачу боль­ше не пойдет, и все началось снова... Я читала Псал­тирь, с благословения батюшки, в течение года, но так и не смогла привести мужа в храм. Он Бога не от­рицает, даже очень неплохо знает Евангелие, но в храм не идет. Я очень устала, хочется все бросить и уйти куда глаза глядят, но не могу, совесть не позволя­ет, так как он у меня еще и «афганец», есть ранения. Живу с ним уже 26 лет, двое детей (уже взрослых), практически не работает и работать не очень хочет, так как часто болеет. В общем, ситуация тупиковая, что де­лать, не знаю.

Если Вы не бросите своего супруга, то это будет нрав­ственным подвигом с Вашей стороны. За терпение Бог дает спасение.

Мой муж наркоман со стажем. У меня маленький ре­бенок. Мы очень устали, но бросать мне его жалко так как он хороший человек. Прошу, посоветуйте ка­кую-нибудь молитву за него, которая может чем-то по­мочь.

В народе принято в таких случаях молиться святому муче­нику Вонифатию и святому Моисею Мурину. Я посоветовал бы Вам читать канон Божией Матери «Одигитрии».

Я мусульманка (татарка), дочери - православные .христианки, внуки - католики. Думаю, вероис­поведание не может служить препятствием для обра­щения к Вам. Проблема в том, что мой муж нарко­ман, клянется ежедневно, что бросит, готова помочь ему всеми силами (я врач). Теряю надежду, периоди­чески впадаю в отчаяние, никому не могу открыться в своем горе. Бросить не решаюсь, он инвалид, я очень привязана к нему и люблю его. Мои дети не знают о проблеме, живут за границей. Это мой второй брак, всего 2 года.

Разумеется, вероисповедные различия не могут и не долж­ны служить препятствием к человеческому общению и, если имеется нужда,- помощи друг Другу. Я думаю, что Вы посту­паете правильно, не бросая своего супруга,- это Ваш подвиг. Желаю, чтобы Ваша скорбь кончилась радостью.

Мой муж очень давно курит, и курит много. Не­сколько раз он обещал бросить, но не смог. Недав­но он устроился на работу, где ему категорически запре­щается курить, и я очень надеялась, что он постарается бросить. Однако он много курит до работы и после нее. Все уговоры, объяснения, что «курить - бесу кадить», не помогают. Он только раздражается. Нужно ли мне говорить с ним об этом? Если да, то как, чтобы не терять мира в семье?