Eremina V. M.

Консенсус – согласование, которое состоит в долгом взаимном убеждении и тогда достигается единодушие, а не формальная уступка большинству. Ранее все были единодушны, а теперь уже единодушие наступает по долгом обсуждении, но наступает!

Ап. Петр свидетельствует, что для спасения необходимо:

- крещение;

- вера (верою Господь очищает сердце);

- раскрытие сердца (Бог тогда подает Святого Духа) – совершает рождение свыше, то есть обживает.

Ветхий Закон для спасения не нужен, но его можно исполнять по привычке, но, зачем же насаждать его людям, которые до этого его не знали. (“Если бы мы спасались Законом, то Господь Иисус Христос умер напрасно” – ап. Павел).

Собрание умолкло, то есть сердца раскрылись хотя бы для выслушивания свидетельства о явлении Силы и Славы Божией.

(Пpи Пpеобpажении после высказывания Петра о палатках - их осенило облако и в ответ - был глас “... Сей есть ...”, то есть – “… Его слушайте”, а не предлагайте свое мнение).

Затем на Собоpе, как председатель, так как апостолы не имели начальственной власти, берет слово первый епископ Иерусалима – Иаков (память 4.01 по ст.ст.), - брат Господень - в числе 70-ти он первый и который воспроизводит слова пророка Амоса, несколько их видоизменив.

Текстуально то, что говорит Иаков, не совпадает с текстом пророка Амоса (Д.15,13-21). (Амос 9,11-12. Д.15,16-17) (сравнить). Иаков сделал поправку на падшего ветхого человека - его немощи, в том числе и самого Амоса. Иаков предлагает возложить на не-иудеев некоторые тяжести (Д.15 ст.20) (малое иго), чтобы они:

- воздерживались от идоложертвенного (идол (бес) - оскверняет то, к чему прикасается);

- не употребляли удавленин, крови (до сих пор, например, курам не сворачивают шеи, а топором, крови дают стечь);

- не делали того другим, что не хотите себе.

Господь давал положительную Заповедь – (Мф.7,12), более требовательную, а Иаков как бы снижает требование. (Д.15,21) – как бы уступка другим, то есть иудейский прозелитизм не воспрещается, а как кому угодно. (Синагога – это не Храм, а молитвенное собрание и туда могут придти все).

Но все это пока как бы резюме председателя. Само же постановление осуществляется соборным голосом (ст.22) так: ... Постановление. “Написавши и вручивши ...”, то есть Соборное послание в письменном виде рассылается наиболее крупным церквам.

В Послании Апостольского Собоpа описано - откуда возникла ересь с обрезанием, но имена не названы. Позднее все ереси связаны с именами: Аpиане, Нестоpиане, жидовствующие - Захарий и т.д.. Здесь Собоp имена не называет, но “никто им этого не поручал ...” – это как бы административное поручение (Д15,27). (Имеющий административную власть может дать законное предписание всем членам Церкви поступать согласно Соборному постановлению).

(Д.15,28) - "Изволися Духу Святому и нам ..." - это и есть соборность. (по русски – “ибо угодно …”).

В Православной Цеpкви действует Святой Дух. Согласие со свидетельством Святого Духа, возвещенным через кого-то – это и дает Соборному установлению силу и авторитет. Поэтому – свидетельство Духа Святого. Согласие членов Цеpкви с действием Святого Духа и есть гарантия правильности Церковного Собора - (Д.15).

Силуан Афонский – что есть критерий истинности Цеpкви свидетельствует – “сама Церковь, имея ум Христов, выжидает и опытно проверяет влияние этих постановлений - если плод добрый, то эти правила становятся жизнью Цеpкви и пока Главе Цеpкви Господу Иисусу Христу не угодно будет дать другое”.

После I-го Собоpа Господь наш сразу же произвел действие – так как “все возрадовались”, то есть не надо было выжидать, внедрять и так далее. Иудо-христианство стало уже не правильным мнением.