«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
** Второй Интернационал (1889-1914) - международное объединение социалистических партий.
*** Гитлер (Шиклъгрубер) А. (1889-1945) - немецкий политический деятель.
(В оккупированной части России Гитлер разрешал открытие церквей, но лишь для того, чтобы создать впечатление, что он является антагонистом большевистской идеологии, а в дальнейшем он собирался уничтожить Православие и заменить его язычеством.) Гитлер говорил, что главная задача его жизни - борьба против двух евреев - Маркса и Христа, словно забывая о том, что «шеф мировой революции» был не меньшим врагом Христа, чем сам фюрер.
У фашизма была своя, арийско-тибетская, мистика и свои, языческо-оккультные, обряды. Главным идолом этого тевтонского пантеона был верховный бог Во-Дан (Вотан), мечущий копьё,- божество войны, а местом паломничества фашистских главарей являлись гробницы двух королей: Фридриха Барбароссы* и прусского короля-вольтерьянца Фридриха II, названного Великим.
* Фридрих I Барбаросса (ок.1125-1190) - германский король и император.
Идеологией фашизма в огромной степени было учение Фридриха Ницше* о сверхчеловеке, об избранных нациях, о том, что единственное нравственное понятие - сила, которой дозволено всё. Учение Ницше можно выразить в двух словах: «Бог умер».
* Ницше Ф. (1844-1900) - немецкий философ.
Фашизм и христианство несовместимы. На протяжении семнадцати столетий Грузинская Православная Церковь была духовным стержнем грузинского народа, его объединяющим началом. Теперь некоторые люди хотят обвинить Церковь в какой-то бредовой «фашизации» страны, в нравственной самоликвидации, то есть в отказе от христианских идеалов. Это не только оскорбление Церкви, это оскорбление самой истории грузинского народа. Но в Грузии, к счастью, большинство интеллигенции оказалось выше такой клеветы.
С другой стороны, некоторые говорят, что современная Православная Церковь - это перенесение в жизнь коммунистических принципов,- это жесткая доктрина, которая не даёт-де развиваться человеческой личности и закрепощает разум.
Налицо полнейшее непонимание принципов религии, непонимание того, что религию невозможно сопоставить с философской или политической системой. Коммунизм-то соткан из противоречий: он обещает свободу, но, вместо этого, осуществляет неслыханное в истории человечества насилие. Он декларирует право личности и полностью подавляет личность идеей государства, образно говоря, личность оказывается под мельничным жерновом. Он утверждает право мыслить и выражать свои убеждения, но заставляет принять как истину одну из идеологий - марксизм, хотя сама марксистско-гегельянская* диалектика полагает современный марксизм тезисом, который порождает антитезис и образует новую, более широкую, теорию в синтезе, то есть коммунизм утверждает то, что основано на самоотрицании.
* Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) - немецкий философ.
А религия учит об Откровении, которое не является произведением человеческой культуры и, как совершённое, не может быть изменено. В противоположность коммунистической идеологии религия призывает к добровольному «рабству» как системе нравственной дисциплины. Это не насилие над рабом, а скорее - момент отношений малого ребёнка и его родителей. Но, призывая к такому добровольному рабству, христианство на самом деле даёт свободу в восстановлении самой человеческой личности по образу Христа. Догмат - это не узость мышления, а критерий истины, данный высшим разумом - Богом. Более того, вера в догматы раскрепощает человеческий ум, она становится правильным ракурсом его интеллектуального зрения; ум освобождается от тирании греха и страстей, которые обычно управляют разумом, как руль кораблем. Не верить в догматы - это значит: из состояния верующего перейти в состояние ищущего, то есть из христианина сделаться богостроителем и богоискателем.
Что касается нравственной дисциплины христианства, которая кажется либералам жёсткой, то это - борьба не с человеком, а с грехом и аномалиями, являющимися инородным телом в человеческой душе. Лечение, предписанное больному, нельзя назвать насилием врача над больным. Напротив, лечение невозможно, если больной не будет пунктуально выполнять предписания врача. Поэтому запугивание фашизмом и коммунизмом одинаково лживо и бессовестно. В отношении к Православию это не более как психологический приём, рассчитанный на невежество людей и вызванный собственным невежеством.
Мы сталкиваемся со странным, но характерным фактом, который невозможно, да и вряд ли нужно скрывать. Подавляющее большинство интеллигенции относилось и относится к Православию с неприязнью, со скрытой или явной враждебностью, а большинство верующей и считающей себя христианской интеллигенции мало чего доброго сказало о Церкви. Интеллигенты восхищались Библией и говорили, что христианская мораль самая высокая в мире и что они считают себя внутренними христианами, только, обычно добавляли они,- «свободомыслящими» христианами. Но когда дело доходило до Церкви, особенно до обязанностей христианина включиться в церковную жизнь, настроение сразу же менялось. О Христе обычно говорили с уважением, а о Церкви - с презрением, переходящим в ненависть, как будто христианство и Церковь - два взаимоисключающих понятия. В чём здесь разгадка? Нам кажется, что некоторые интеллигенты читают Евангелие как красивую поэму, которая, в сущности, ни к чему их не обязывает. Конечно же, эти люди переживают некие эмоциональные взлёты; им кажется, что чтение Евангелия или знакомство с историей христианства само по себе делает их более чистыми и благородными. Но эмоции проходят, а человек остаётся таким же, каким и был. Можно мечтать, читая романы, можно мечтать с Евангелием в руках и говорить: «Как хорошо, как красиво, как это возвышенно!»,- а потом спокойно продолжать жить обыденной жизнью.