«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
*** См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 1. С. 263.
В пьесе «Балаганчик»* поэт описывает некий театр, он как будто хочет сказать, что земной мир - это балаган с меняющимися масками. Человек - это паяц, играющий на подмостках, это Арлекин или Пьеро с раскрашенным лицом. Мир предстаёт перед поэтом в виде какой-то феерии или фантасмагории. В пьесе «Незнакомка»** Блок представляет поэтов своей эпохи, наиболее близких ему,- таких, как Верлен,- в виде завсегдатаев кабачка. Они, напившись допьяна, сидят за столом среди объедков и обмениваются банальностями. Блок показывает искусство, даже в самых утончённых формах символизма*** (вернее - изнанку этого искусства), как мусорную кучу. Поэт видит в иллюзорной красоте искусства пошлую брань и пьяные шутки. Следует другая картина: София, яркая звезда, сорвавшись с неба, падает на землю и превращается в Незнакомку. А в стихотворении «Незнакомка»**** поэт видит её в загородном ресторане, чуть ли не в том же кабаке, чуть ли не среди тех же пьяных. Это уже воплощённая София, заключённая в чуждую ей материальность, но в то же время сохранившая следы прежней неземной красоты.
* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 4. С. 7-21.
** См.: Там же. Т. 4. С. 72-102.
*** Символизм (1870-1910) - направление в литературе и искусстве.
**** См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 185-186.
В стихах из цикла «Пузыри земли»* душа попадает в демоническую сферу, она полностью овеществляется, становится частицей космоса. Жизнь - всего-навсего пузыри, возникающие на поверхности «пучины тряской». Иногда София является в образе женщины, упавшей на самое дно жизни, это - блудница, которая, сбросив с себя одежды, пляшет перед толпой на площади**.
* См.: Блок А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 8-25.
** См., напр.: Там же. Т. 1. С. 508.
Нетрудно увидеть в этом намёк на розенкрейцерский девиз: «Чтобы познать добро, нужно до конца познать грех». Это - диавольская диалектика ордена, к которому принадлежал Блок. Но поэту мало превратить Софию - человеческую душу - в уличную проститутку, он, как розенкрейцер, хочет выпить чашу греха до конца. И он доходит до глубочайшего, уже метафизического, дна: он глумится над Божией Матерью в цикле стихов «Арфы и скрипки»*, глумится так, как это делал другой известный розенкрейцер, антропософ** Рудольф Штейнер***. В этом цикле Блока миннезингер**** «Прекрасной Дамы» превращается в Мефистофеля - демона. В мистической символике розенкрейцеров одеяние души состоит из трёх цветов: белого, красного и зелёного. Белый означает невинность и чистоту; красный - грех во всех его проявлениях; зелёный - мудрость, которую человек приобрёл через сравнение невинности и греха, а в некоторых случаях через синтез добра и зла.
* См.: Блок А. Собр. соч.: Б 8 т. Т. 3. С. 158-226.
** Антропософия - оккультно-мистическое религиозно-философское учение.