«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

* Теософия - мистическое псевдобуддистское ре­лигиозно-философское учение.

** Блаватская Е. (1831 - 1891) - русская писатель­ница, основательница теософии.

** Безант А. (1847-1933) - теософка.

** Рой Р.-М. (1772-1833) - реформатор индуизма.

** Рамачарака Й. (Уильям Уокер Аткинсон) (1862-1932) - американский писатель, популяризатор йоги и оккультизма.

** Роллан Р. (1866-1944) - французский писатель и музыковед. Нобелевская премия (1915).

*** Рамакришна (Гададхар Чаттерджи) (1836-1886) - индийский общественный деятель и рели­гиозный проповедник.

**** Вивекананда С. (1863-1902) - индийский об­щественный деятель и философ.

На этой «та­можне» интеллигенту предлагают стать членом сразу всех Церквей и адептом сра­зу всех религиозных учений. Какой со­блазн для мечтательного гигантизма интел­лектуала! Если же он поймёт, что универ­сальной религии не существует и что обещая открыть какие-то «тайны древней мудрости», его просто водят за нос, и уви­дит, что между христианством и остальны­ми религиями лежит непреодолимая про­пасть, тогда-то он пройдёт через эту «та­можню», пройдёт, но... опять на его пути демон воздвигнет новое препятствие.

Очередная «таможня», где досмотр про­изводят с чрезвычайной строгостью и тща­тельностью,- это экуменизм. Человеку го­ворят, что христианство едино, оно заключается в личности Христа и Его учении, что для человека главное - исполнение еван­гельских заветов, а конфессиональные различия представляют собой исторические недоразумения. Его уверяют, что содержа­ние Православия - такое же, как в католи­цизме, протестантизме и различных сектах, и что долг христианской любви в том, что­бы не разделяться, а соединяться, что чело­век духовной культуры должен стать выше конфессиональных различий... Сердцу ин­теллигента особенно трудно устоять перед этим искушением: интеллигент ещё не во­шёл в Церковь, а ему уже предлагают стать над Церковью, он еще не выбрал конфессию, а ему предлагают участвовать в объединён­ной конфессии. Какой соблазн: отцов Цер­кви можно объявить невежественными людьми, которые не поняли хорошо, в чём состоит смысл христианства, а его, как куль­турного, просвещённого человека, следует сделать арбитром в вековых исторических тяжбах,- арбитром, который разъяснил бы представителям Православия, как малым детям, что они ошибаются, что надо почувствовать себя просто христианином, делать людям добро, и этого достаточно, а на всё остальное не стоит обращать внимания.

Экуменизм считает, что ни Православ­ная Церковь, ни другие конфессии или ре­лигиозные организации и секты не обла­дают самопознанием и поэтому им надо открыть глаза на самих себя и объяснить, что все они одно и то же, как изображение одного лица во множестве зеркал. Если интеллигент не поддастся на эту утопию, вернее - уловку, и не захочет поверить, что святые, отразившие в себе дух и любовь Церкви,- такие, как святители Афанасий Александрийский*, Николай Мирликийский**, великие Каппадокийцы*** и другие, прославившиеся в борьбе с еретиками, мог­ли быть провокаторами против любви Хри­стовой и единства Церкви; если не захочет поверить, что Вселенские Соборы, где были выкованы догматы Церкви и определен ее канонический фундамент, представ­ляют собой «черную гвардию», которая «расстреливает» анафематизмами своих братьев по вере только за то, что они вмес­то «а» сказали «о», и если, пройдя через эту «таможню», интеллигент приблизится к са­мим вратам Церкви, то его ждет еще одно искушение.

* Афанасий Александрийский, сет. (t373) - отец Церкви.

** Николай Мирликийский, сет. (t ок. 345) - учитель Церкви.