«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Продолжением буддизма, который чуждался философско-метафизических проблем, является его вариант в виде ламаизма*, хотя это «продолжение» нам представляется как шаг назад, к индуизму.
* Ламаизм - течение буддизма, распространенное в Тибете и Монголии.
По этому учению, предсуществует пустота, которая рождает сама из себя элементы бытия, настолько кратковременные, что их можно назвать вневременными. Эта пустота является первоосновой вещей. Этот вакуум, в котором должна раствориться без остатка душа человека, представляет собой вожделенную цель ламаистов. Ламаизм пытается философски осмыслить буддизм, но буддизм не делал попыток осмыслить и определить нирвану, для него определение нирваны в словесной формулировке было бы уничтожением самой нирваны. Буддизм остановился на уровне эмпирики, поставив саму психику человека в неестественные условия искусственного торможения душевных процессов. Буддизму нет дела ни до Божества, ни до души, ни до метафизического мира, ни до начала, ни до конца мироздания. Для него само бытие отождествлено с понятием зла; это - диссонанс, постоянно терзающий человека. Страдания человека можно уничтожить, только если уничтожить само бытие, а точнее - остановить проявления бытия. Пришедшие в Церковь из буддизма отличаются наклонностью к субъективизму и индивидуализму; их религиозная жизнь как бы застывает в их рассудке. Буддисты и ламаисты (так же, впрочем, как и шиваисты), напомним, теряют чувство личностного Бога. Для них Божество - это энергетическое начало. Они ищут Его не в молитвах, а в медитациях, и само понятие молитвы у них искажено: для них, повторимся, молитва не мольба, а рассуждение, обращённое не столько к Богу, сколько к собственной душе; они ищут субъективных состояний, а не общения с Богом как с Живой Личностью. Для них остаётся чуждой первая заповедь евангельских Блаженств: блаженны нищие духом (Мф.5,3). Они чувствуют себя в молитве не нищими, а теургами и часто приписывают словам молитвы самостоятельную силу. Поэтому пришедшие к Православию от этих учений не должны забывать, что молитва, как сказано выше,- это диалог между двумя личностями: ограниченной человеческой и безграничной Божественной. Это синергизм* двух воль. Результат молитвы - от Бога, наша - только просьба.
* Синергизм - здесь: взаимосвязь.
Хотя оккультизм не отрицает ценности земного бытия, но он отрицает цель бытия как общение с Божеством; для оккультизма нет Бога как объекта молитвы, оккультизм имеет дело с космическими духами (а на самом деле с демонами); он хочет влиять на мир словами и магическими ритуалами.
Демон имеет индивидуальность, но личность в нём стёрта. Молитва оккультиста носит характер императива - повеления; это - агрессия в мире агрессоров с целью заставить их служить оккультисту посредством магических знаков и таинственных имён (как паролей и талисманов). Это - общение с демоном через уподобление ему, вот почему у оккультистов до чудовищных размеров развивается гордость.
После перехода в Православие оккультисту, привыкшему к монологу, трудно почувствовать Бога как Живую Личность. Сатана - холоден; сердце у оккультиста также холодно, там нет любви, хотя душа сектанта постоянно обуреваема страстями (страсть - это пламя, которое жжёт, но не согревает). Молитва оккультиста также обращена по инерции к некой безликой силе, поэтому ему нужен особый контроль над собой. Он ищет способы к молитве, но забывает о главном: что молитва есть плод смирения и любви.
Всем этим людям крайне необходим духовный руководитель, как тяжелобольному нужен врач. Смирение с покаянием рождает любовь; только любовь может согреть и оживотворить заблудшее сердце. Смирение начинается с послушания, а послушание - с осознания того, что человек своими собственными ограниченными (изъеденными страстями, как дерево древоточцем) силами не может бороться с грехом, живущим в нём. Духовный тупик, в котором оказался оккультист (или последователь восточных религий), подобен, как ни странно, перекрёстку двух дорог, где решается дальнейшее направление жизни оккультиста.
Либо оккультист думает, что у него достаточно внутренних возможностей, чтобы самому преодолеть этот тупик, что его состояние - это результат допущенных ошибок и внешних препон. Но если он решается сам исправить свою жизнь, сам выйти из лабиринта демонического мира, в котором оказалась его душа, то в результате несчастный делает ещё один круг и приходит к тому же тупику.
Либо оккультист понимает, что грех - это демонически активная сила, которая живёт в его душе (и требуется беспрерывная борьба с грехом, со всеми его многообразными проявлениями); он понимает, что находится в окружении демонических существ - врагов беспощадных и коварных, более опытных, чем он; понимает, что в его душе живут страсти, которые он любит и с которыми в тайне сердца не хочет расстаться. И тогда оккультист начинает искать помощи, а именно помощи Божией через послушание духовному отцу, через отсечение своей непокорной воли, которая стоит, как стена, между ним и Богом.
Оккультист может настолько хорошо изучить духовную литературу, в том числе аскетику, что иногда будет знать о внутренней жизни не хуже святых отцов и даже сможет рассказывать об этом другим, но без духовного отца этот несчастный будет подобен хирургу, который, зная анатомию человека, не может тем не менее провести операцию на своём собственном теле. Только послушание, как высшая жертва, может сделать оккультного богоборца новым боголюбцем. Людям, перешедшим из оккультизма в христианство, не следует увлекаться богословием, ибо и здесь тайная гордость ума может получить себе пищу. Им надо начать с исполнения заповедей: если можно так сказать, с практического христианства, чтобы реанимировать своё сердце; как мы уже отмечали, им надо перенести центр религиозной жизни из головы в сердце. Они должны научиться уважать любого человека как богоподобную личность, отказавшись и от интеллектуального элитаризма, и от горделивого противопоставления себя, как якобы просвещённых в духовной жизни («пневматиков»),- окружающим людям, сплошь профанам (невеждам). Они должны научиться наконец не просто читать молитвы, а просить милости у Бога,- научиться делать то, что так трудно их гордому уму. Переход в Православие из пантеизма - это переход от космофилии к теофилии, от безликой «космической силы» и духов-посредников - этих актёров в масках - к личностному общению с Личным Богом, Который есть Жизнь, Истина и Любовь.
Когда мы говорим, что искусство последних полутора веков пропитано духом демонизма, который для людей, живущих душевно-страстной жизнью, подобен пьянящему запаху сандала (для людей, вступивших на духовный путь, это - зловоние тления и смерти), то мы предвидим негодование тех, для кого такое искусство стало эталоном красоты. Признать, что перед ними - дух смерти,- значит признать себя душевными некрофагами. Как не возмущаться и не кричать в ответ, что это - клевета на саму красоту, которая, как говорят, спасёт мир*. Нас будут упрекать в обскурантизме, душевном одичании; нам припишут желание уничтожить все книги, так, мол, халиф Омар** сжёг Александрийскую библиотеку в 642 году по Р.Х. Нам скажут: «Вот пример, как человек, неправильно понявший христианство и не стяжавший любви, впал не то в детство, не то в дикость». Но не будем угадывать, как обзовут нас оппоненты. Признаем, что в этом «искусстве» они сильнее и остроумнее нас...
* См.: Достоевский Ф. Собр. соч.: В 12 т. Т. 7. С. 67.
** Омар I (ок. 591/581-644) - правитель Арабского халифата.