«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
Нас могут спросить, почему мы выбрали именно эти имена. Готовы ответить: потому что когда мы в откровенных беседах спрашивали у давних друзей, кто их любимый поэт, без чьих стихов им трудно было бы жить, то в большинстве случаев были названы Блок и Бодлер, а также Есенин и Марина Цветаева***, которая, между прочим, в своих стихах то выражала желание бороться с Богом, как Иаков, то восхищалась «богородицей хлыстовскою»...**** Около всех названных поэтов стоял тот «чёрный, чёрный», которого в припадке поэтического визионерства увидел Есенин.
* Надсон С. (1862-1887) - русский поэт.
** См. напр.: Надсон С. Поли. собр. стихотворений. М.; Л., 1962. С. 305-307.
*** Цветаева М. (1892-1941) - русская поэтесса.
**** См.: Цветаева М. Сочинения: В 2 т. М., 1980. Т. 1. С. 93, 89.
Смерть - итог жизни. Блок умер в припадке буйного сумасшествия. Бодлер отравил себя наркотиками. Для Есенина и Цветаевой их «чёрный спутник» приготовил петлю и любезно предложил надеть на шею его «ожерелье».
Нам могут сказать, что мы забыли про классику, разве, мол, её не читает интеллигенция? Интеллигенция изучает классику, а плеяда поэтов, из которой мы перечислили несколько имен,- её «интим».
Нам хотелось бы обратиться к творчеству ещё одной, весьма колоритной и в то же время одинокой, фигуры современной поэзии: это Борис Пастернак* - поэт для поэтов. Вот как он писал в стихотворении «Памяти Демона»:
Приходил по ночам
В синеве ледника от Тамары.
Парой крыл намечал,
Где гудеть, где кончаться кошмару**.
* Пастернак Б. (1890-1960) - русский писатель и поэт. Нобелевская премия (1958).
** Пастернак Б. Стихотворения и поэмы: В 2 т. Л., 1990. Т. 1.С. 118.
Эти кошмары, переложенные на язык ассоциативных образов, Пастернак воплощал в безукоризненные стихотворные формы. Однажды поэт обронил знаменательную фразу, которую, может быть, услышал в своих кошмарах:
...опередивши мир
На поколения четыре,
По крышам городских квартир
Грозой гремел полёт валькирий*.
Валькирии - богини мщения в тевтонской языческой мифологии. Рок-музыка и вообще модернистское искусство на четвёртом поколении от Пастернака - это кара детям за грехи отцов.
Мы хотели было закончить наше скитание вокруг горы Броккен**, но тут вспомнили ещё одного декадента с партийным билетом в кармане - сначала господина, а потом товарища Брюсова.