«...Иисус Наставник, помилуй нас!»
* Аверинцев С. (1937-2004) - русский филолог, - культуролог, библеист и переводчик.
** Гумилев Л. (1912-1992) - русский историк и географ.
*** Мамардашвшш М. (1930-1990) - русско-грузинский философ.
Но вернёмся к вопросу о возможности молитвы с еретиками. Во-первых, для этого мы должны признать, что догмат несуществен для мистического единства, то есть должны отказаться от Православия. Во-вторых, мы должны обмануть самих еретиков, свидетельствуя, через экуменическую молитву, что можно спастись, пребывая в ереси (сердце Церкви - это евхаристическая Жертва и общая молитва). Но, молясь вместе с еретиками, мы оказываемся не в Церкви, а в каком-то неопределённом и расплывчатом христианстве. Содержание, как мы уже отмечали, рождает форму, а форма хранит содержание. Так что для совместных молитв с представителями других конфессий и сект надо отказаться от православной литургики и перейти на вновь сочинённые экуменические молитвы, которые содержали бы в себе богословский минимализм, а именно - расплывчатую идею о Высшем существе, так как большинство ересей и сект отвергают реальность Причастия. Но для того чтобы «причаститься» с еретиками, надо реформировать литургику по протестантскому образцу, а вернее - создать новую литургию, когда бы Таинство было заменено воспоминанием о библейском событии. Поэтому, чтобы молиться с еретиками, нам нужно, прежде всего, перестать быть православными.
Мы указали выше, что интеллигенция путает два совершенно разных явления - молитву и медитацию: обращённость к Богу и обращённость к самому себе. Но в среде интеллигенции встречается и такое мнение насчёт молитвы. А именно: молитва-это энергия души. Перед нами скрытый материализм в виде энергетизма. Молящийся человек, с этой точки зрения, похож на динамо-машину, которая вырабатывает особый «психический ток». В такой общей молитве создается целеустремленный энергетический поток. Но эта молитва не направлена к Богу, в Ней нет чувства Бога как Живой Личности, в Ней нет главного - покаяния. Человек просто направляет свою «энергетику» для достижения определённой цели, соединяя её с «энергетикой» таких же синхронно молящихся человеков. Здесь вообще исчезает всякое различие вероисповеданий. И мусульманин, и язычник, и иудей - все в своих мысленных концентрациях «вырабатывают» некую психическую энергию. А «узлами» этой энергии могут одинаково служить и христианский храм, и буддийская пагода, и исламская мечеть. Это уже не экуменическая, а теософская молитва, притом - молитва без Бога А так как современному интеллигенту в Церкви не совсем уютно, то он обычно приходит к мысли, что лучше собраться вместе с друзьями и в тишине и спокойствии предаться психическим опытам по выработке энергии с помощью слов. Иногда, впрочем, молчаливо предполагается, что вместе собираться не обязательно, просто пусть каждый, в указанный час, посылает свою психическую энергию к определенному объекту. Это уже напоминает «Церковь атеистов», которая, кстати, существует в Европе, В такой молитве слово Бог употребляется как синоним космической энергии, впрочем, это слово вообще избегают произносить. А мы думаем, что единственный путь интеллигента к Церкви - это упрощение себя. Не обеднение, а упрощение. Интеллигент должен отбросить иллюзии о могуществе своего ума, о своих интеллектуальных привилегиях и о своей мнимой порядочности.
В Апокалипсисе сказано: «Ты думаешь, что ты богат, а ты беден, нищ и окаянен» (Откр.3,17).
Современный человек любит всуе упоминать слово культура, но если уж говорить об истинной культуре, то она начинается с умения увидеть свою некультурность, познать ограниченность своего ума, бесстыдство и безобразие своих страстей, этой тайной болезни души; истинная культура - стать рабом Христа и послушником Церкви, чтобы через подобное рабство получить свободу.
Наша интеллигенция постоянно путает два аспекта, в которых действует человеческая душа,- духовный и чувственно-душевный. Явления, относящиеся к духовному аспекту, переносятся на душевный, и наоборот. Критерии и ориентиры истинной и ложных религий при этом пропадают. В душевном контексте-аспекте определить и различить духовные явления невозможно. Поэтому религии в их внешних проявлениях начинают представляться интеллигенту, повторимся, внутренне мало различающимися традициями, с близким друг другу содержанием. Значительная часть интеллигенции искренне не понимает, почему Православие так резко отделяет себя от других конфессий. Многие считают это дефицитом любви и узостью мышления, даже не представляя того, что перевести духовное на уровень душевного - означает погасить и умертвить дух. Перед нами вполне закономерное явление: человек, не вышедший из области душевного и страстного, не может познать, что такое дух, а так как к этому непониманию обычно прибавляется интеллектуальная гордость, то человек негодует: как это он, такой образованный и умный, не может чего-то понять. Неужели простым верующим доступно то, что не доступно его просвещённому наукой уму и облагороженному искусством сердцу. Если даже интеллигент и осознаёт, что его дипломы не могут стать «билетиками» в страну истины, то всё равно будет искать эту истину в привычном ему душевном аспект в котором, сказать но правде, религиозной истины нет. Истина - это Бог и путь от к Богу. Бог открывается человеку в духовном аспекте, через Свои Божественные силы и энергии, называемые благодатью. Через пробудившийся, как бы воскресший, дух очищается и совершенствуется душа, она становится подобием духа и причастницей благодати; через душу благодать освящает и тело: происходит преображение всего человеческого существа. Если главное звено в этой иерархической цепи разрушено или отсутствует, то душа не может увидеть Божественный свет, она мечется и бьётся, как слепая, пребывая во тьме своих интеллектуальных грёз и представлений. С непробуждённым духом, лишенная видения и ведения внетварного и незримого света, натура интеллигента строит по привычным ей дискурсивным* методам свои понятия о религии, как о неведомых островах.
* Дискурсивным - рассудочный.
Православие, принятое в одном душевном аспекте, без пробуждения духа, а самое главное - без искания благодати, не даёт человеку чувства внутренней достоверности, оно воспринимается эмоционально или формально и поэтому так же отличается от истинного Православия - общения с благодатью, как тень человека от самого человека.
Чем же достигается выход из душевного в область духа? Борьбой со страстями, с воображением и чувственностью; затем послушанием, подчинением своего малого разума великому разуму Церкви и отказом от соблазна ввести дискурсивное мышление, как инструмент анализа, в область веры. Для веры нужна жертва, этой жертвой, прежде всего, должна стать интеллектуальная гордость. Простой человек, имеющий духовный опыт, стоит на лестнице духовной мудрости выше, чем эрудит, перелиставший целую библиотеку, но не очистивший свой ум от путаницы представлений и хаоса помыслов, а сердце - от страстей. Интеллектуал, старающийся поймать истину сетью своих логических суждений, если даже он считает себя верующим и позволяет себе изредка посещать храм, так же мало знает о Православии, как мало знает о мёде тот, кто только видел пчелиные ульи.
Экуменические симпатии нашей интеллигенции являются выражением её душевности и индифферентного к вероисповеданию гуманизма. В душевном аспекте понять различия между конфессиями или доказать истинность Православия - трудно, но в духовном - они как бы высветляются и становятся видны. Прииди и виждь (Ин.1,46),- говорит Апостол, увидевший свет Христа, Нафанаилу; последуй учению Церкви не только умом и чувством, но и сердцем, волей очищай его, как учат аскеты, оставайся ребёнком рядом с её мудростью и тайной, борись со своей гордыней, как со смертельным врагом, и в тварном свете духа своего ты увидишь вечный свет Христа или, точнее - свет Христа озарит и оживотворит твой дух.
Смирение, это великое таинство,- есть открытость души для Бога. Открытость нельзя заменить никакой добродетелью, даже всеми добродетелями, взятыми вместе. Смирение открывает сердце навстречу Богу, и бездна человеческого сердца наполняется полнотой из «Божественной бездны», или, говоря по-другому, образно,- луч благодати освещает бездонные глубины сердца, и капля благодати наполняет волнующееся море сердца радостью и даёт человеку неземной покой.