«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Как мы уже говорили, теософия отказывается отождествлять себя с какой-либо религиозной системой. Она декларирует, что все религии — это пути, ведущие к единому центру, и предлагает каждому придерживаться любых религиозных систем и совершать их обряды, при этом изучать другие религии, контактировать с ними и обогащаться их опытом. Однако сама теософия преимущественно обращена к шиваизму и буддизму. Поэтому у теософа, если он даже формально принадлежит к христианской церкви, мечети или синагоге, мистический опыт и душевные переживания носят пантеистический характер. Эта мистика чужда общения с личностным Богом, в ней проявляются две тенденции: интеллектуальная — буддийское погружение в ничто и эмоциональная — шаманский экстаз как слияние с духами космоса.

Мистика теософов тесно связана с оккультными упражнениями, например, налаживанием телепатической связи с махатмами и гуру, выходом в астрал и с магическими приемами: чтением мантр, призыванием духов и т.п. Поэтому мистика теософов представляет собой демонообщение и демонологию.

Некоторые ритуалы имеют традиционно-индийское происхождение, например, обряд приношения цветов и плодов к изображениям гуру. Из эмблем, употребляемых в теософии, особо выделяется свастика как символ мирового круговращения (некоторые считают, что теософы вкладывали и эту эмблему конспиративное значение — сломанный крест); фаллическое изображение, называемое "ступой Шины", указывающее на связь теософии с тантризмом (эротический вариант буддизма); круг в образе змея, держащего в пасти конец своего хвоста — символ замкнутого цикла творения н разрушения миров (начало равно концу).

Теософы допускают молитву, по как низшее проявление религиозного сознания "профанов", нуждающихся в персонификации божества. Мудрец знает, что божество в нем самом, поэтому молитву как диалог он заменяет медитацией — обращенностью к собственному духу.

Пророк Давид в одном из своих псалмов пишет: "Боги язычников суть демоны, а Господь небеса сотворил". Первое место среди этих богов для теософов занимает Шива — индуистский Люцифер.

Чем привлекает человека современная теософия?

Теософия, не требуя, по крайней мере в начале, отречения от Христа, снимает с человека нравственную обязанность исполнять евангельские заповеди, подменяя христианскую мораль буддийско-шиваитским нигилизмом.

Болезнь нашего века - ГОРДОСТЬ. Теософия поощряет и развивает эту страсть; она учит человека полагаться на свои собственные силы, более того, самого человека она объявляет божеством. Мистика теософии заключается в осознании человеком своей божественности. Здесь повторяется грех сатаны и Адама, которые захотели стать богами без Бога. Современный человек легко попадается на эту старую, как мир, приманку.

Теософия проходит мимо аскетики, заменяя ее умозрительной мистикой и исследованиями религий, которые называет "духовностью". Человеку внушают, что, узнав методы теософии, он может проникать в мистерии египетских жрецов, познавать тайны астрологов Халдеи, одним словом, выпить чащу мудрости всех веков до дна.

Теософы обещают современному человеку сверхъестественные силы: ясновидение, телепатические связи, способность влиять на других и подчинять их своей воле. Все это предлагается в виде красочной рекламы, как экзотический товар, экспонируемый Тибетом и Индией. Такие рекламы производят на современного человека гипнотическое действие.

Теософия усыпляет нравственность человека, отождествляя грех с незнанием, а теорией перевоплощения скрывает от него трагические последствия греха. Это импонирует чувственности и похоти, гнездящимся в глубине человеческого сердца. Более того, теософия учит, что для "посвященных" такие нравственные категории, как добро и зло, не существуют, Этого тайно жаждет мир, современное состояние которого можно назвать двумя словами "нравственный декаданс".

Теософия обещает человеку и такие естественные блага, как спокойствие души, здоровье, долголетие, улучшение памяти и т.д. На самом деле спокойствие души подменяется равнодушием, снятием ответственности за свои поступки. В парафразе это может звучать так: "Греши и не кайся. Чтобы ты ни делал, тебя ждет один конец — возвращение и растворение в абсолюте".

Теософия рекомендует аутотренинги и медитации с целью укрепить в человеке уверенность, что он божественен. После такой медитативной закалки человек начинает чувствовать себя, как Гулливер в стране лилипутов. Следствие этого — психические сдвиги: эмоциональная охлажденность и гордая самозамкнутость или истерическая экзальтация.

Как относится католико-протестантский мир к теософии в настоящее время? Появляется грозная и реальная опасность, что дух теософской дехристианизации не только проникает постепенно в западные конфессии и деноминации, но действует через них,