«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Вопрос: Почему человек должен радоваться, когда создает семью?

Ответ: Когда жениха и невесту во время венчания трижды обводят вокруг аналоя, то хор вначале поет песнопение «Исайя ликуй», а затем – «святые мученицы, добре подвиг совершившие".

Вопрос: Как выбрать духовного отца?

Ответ: Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что о выборе духовного отца нужно усердно молиться Богу, чтобы на него указал Сам Господь. Здесь кроме личных достоинств духовного отца еще есть нечто, не подающееся объяснению - это духовное родство. Вот бывает, что человек весьма добродетелен, но мы чувствуем, что у него другое душевное устроение и мы остаемся чужими, а духовный отец и духовное чадо должны понимать друг друга с полу слова; между ними должна существовать постоянная духовная связь. Преподобный Антоний Великий говорит: «Открывай свое сердце тому, кому оно само открывается». Если вы увидите в своей душе доверие и полную откровенность к духовному отцу, что вы можете ничего не скрывая всегда говорить ему то, что находится в тайниках вашей души, при том говорить совершенно свободно, без всякого внутреннего колебания и сомнения, то это уже будет один из знаков, что такой человек может быть вашим духовным отцом. Если у вас какая-то скорбь на душе, вы придете к нему и уйдете неотягощенным, а утешенным, то это второй признак того, что этот человек может поддержать вас, что он может быть вашим духовным отцом, и в третьих, а может быть, это и во -

первых, что духовный отец должен исповедовать чистое Православие.

Между духовным отцом и духовным чадом еще образуется некое духовное сходство, похожее на сходство между плотскими родителями и детьми. Именно в духовном отце мы хотим видеть хотя бы отчасти тот пример, тот образец, которому можем подражать. Некоторые считают, что одно рукоположение в священника уже дает ему возможность быть духовным руководителем. Это не так, когда мы говорим не об общем, так сказать, духовном руководстве Церкви, не о проповеди, которую читает священник во время богослужения, а когда мы говорим о личном руководстве, связанном с послушанием и отвержением от воли. Только тот, кто прошел духовный путь, может дать другому то, что приобрел сам. Если человек ничего не приобрел, дать ничего не может; он остается сам с пустыми руками. Неопытный духовный отец - как неопытный врач: не знаешь, вылечит или повредит.

Вопрос: Скажите самый короткий путь к решению пойти в монастырь?

Ответ: Это такое расположение души, когда человек ощущает, что для него другого пути уже нет, что это единственный путь, когда человек уже не выбирает, когда выбор как таковой отсутствует. Но, в общем, в этом отношении надо быть осмотрительным. Раньше монашество давалось после многочисленных испытаний, притом трудных испытаний, только пройдя через них, как проходят через фильтр, пришедшие в монастырь могли остаться там и принять монашество. В этом отношении лучше проявить медлительность, чем поспешность, а монашескую жизнь надо начинать уже здесь в миру.

Вопрос: Как приобрести надежду на Бога и собственную

безнадежность?

Ответ: Этот вопрос близок к вопросу: как приобрести

смирение. Один из способов приобрести надежду - это благодарить Господа за все благодеяния, которые совершает Он над нами каждый день. В жизни каждого человека есть множество поразительных случаев помощи Божией, когда казалось бы нет надежды, когда казалось человек оставлен, в каком то тупике, и вдруг приходит нежданная помощь. Но, чаще всего, мы забываем об этом, иногда даже не поблагодарим Бога, и благодеяния Бога как будто написаны на воде; они стираются из нашей памяти, мы забываем о них. Поэтому гаснет наша надежда, а если мы будем помнить о благодеяниях, я даже дерзну сказать о чудесах Божиих, которые проявляются в жизни каждого человека, каждого из нас, то мы будем знать что Господь близок к нам, что Он не оставляет нас ни в каких ситуациях. Мы оставляем Его, но Он всегда с нами.

Вопрос: Во время молитвы приходят разные страшные слова, иногда даже богохульные; это от моего сердца или...? как мне избавиться от них?

Ответ: Избавиться от этого очень просто – надо помнить, что мысли кощунственные, богохульные, не от нас, а от демона. Они похожи на лай собак за окном; мы слышим лай, но ведь не должны думать, что это наш голос. Так и эти мысли, они не наши. К нам могут придти греховные мысли от наших страстей, но богохульные мысли на молитве это от дьявола. Теперь как различить эти мысли? Наша страстная мысль дает на какое-то мгновение удовольствие. Мы переживаем некое наслаждение от греховной страстной мысли, хотя это наслаждение потом меняется чувством отвращения, потери и т.д. Но мы переживаем момент наслаждения, а в богохульной мысли этого момента нет, там сразу испуг. Это доказательство, что оно не от нас и не наше. Надо сказать «не соизволяю» и затем спокойно продолжать молиться.