«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

утаенный и неисповеданный, остальные грехи простительны». А как искупить его? Не мы искупляем себя, а искупил нас Иисус Христос. А что нужно для нашего исправления (а не искупления) это должен указать духовный отец.

Вопрос: Существует ли демоническое влияние? И если есть, то как мы должны бороться с ним?

Ответ: Раз существует демоническая сила, значит, существует демоническое действие, значит, существует демоническое влияние. Когда мы встречаемся с теми или другими людьми, мы часто ощущаем после встречи и беседы с ними или какую-то внутреннюю легкость, как будто обновление своей души, или же наоборот, мы уходим с чувством разбитости, тяжести, опустошенности. Это производит на нас человек своим влиянием - действием состояния своей души, а тем более, когда здесь целенаправленная, темная, демоническая сила. Но не надо преувеличивать эту темную силу, над ней есть Бог. И поэтому диавол не может действовать без попущения Бога; а на колдовство надо смотреть, как мы смотрим на телесную болезнь, как смотрим на несчастье. Но у нас есть возможности и средства противостоять этой темной, разрушительной, губительной силе ада.

Колдовство прививается легче гордому человеку; гордый человек имеет сходство с демоном сам по себе, потому что, существо демона, его внутренняя жизнь - это гордость и ненависть. Гордый открыт для влияния сатаны. Поэтому здесь смирение является щитом против колдовства. Затем молитва, особенно Иисусова молитва и частое причащение Святых Таинств. Как раз в этом вопросе, некоторые невежественные духовники, вместо того чтобы призывать людей причащаться как можно чаще, наоборот отдаляют их от Причастия, без всякого основания и права. Затем, если человек будет стараться стяжать в своем сердце Иисусову молитву, то в значительной степени он уже будет предохранен от темной силы. Но сама Иисусова молитва должна быть молитвой покаяния. Надо помнить, что сила Божия всегда сильней силы сатанинской. Без позволения Христа, демоны, изгнанные из бесноватого, не могли даже войти в стадо свиней. Демон силен нашими грехами.

Вопрос: На радиоканале слышали: монахиня покончила с собой, чтобы над ней не совершили изнасилование. Это считается самоубийством, грехом или нет?

Ответ: Такая смерть считается подвигом. Есть мученицы, которые покончили жизнь самоубийством для того, чтоб сохранить себя от осквернения. Самоубийца, отчаявшийся в своей жизни, не верит в промысл Божий и сознательно прерывает ее. А здесь совсем другая причина: монахиня хотела чистой предстать перед Богом. Насилие не вменяется ей в грех, но само насилие есть уже осквернение. Здесь в вопросе о самоубийстве Церковь делает исключение.

Вопрос: Имеет ли национальность значение перед Богом?

Ответ: Об этом пишет апостол Павел: « Во Христе нет ни эллина, ни иудея, ни скифа». Мы видим святых всех национальностей, в том числе негров.

Вопрос: Должны ли мы быть в послушании у духовного отца, который нас учит заповедям Божьим, а сам их не исполняет?

Ответ: Есть различные степени послушания. Есть послушание, когда мы просим благословения на определенное дело; есть послушание, когда мы ставим перед духовным отцом проблему, которую он должен решить; есть такое послушание, когда сам духовный отец, зная нашу жизнь, первый говорит нам о том, что нам нужно делать. Если мы считаем, что наш духовный отец не исполняет заповедей Божьих, то нам нужно или осудить духовного отца или осудить себя самих за то, что мы считаем его нарушителем божественных законов. Если он наш духовный отец, то, как мы можем судить о том, он исполняет заповеди Божьи или нет? Если говорить об отдельных поступках, то даже святые не всегда поступали свято. Об этом свидетельствует Карфагенский Собор. Там стоял вопрос: святые в молитве Отче Наш просили отпущение своих грехов, или грехов человеческих, будучи сами свободны от воздействия греха? И вот постановление Карфагенского Собора, принятое в канон Церкви, говорит о том, что святые также просили прощения за свои грехи.

Если мы увидим, что духовный отец проявил какую-то слабость, рассердился на нас, поругал нас, сделал может быть какую-то несправедливость, не оказал внимания и т.д. то это человеческие слабости. Идеального человека не существует; идеал только один - Иисус Христос и Его Пречистая Матерь, - больше нет. Даже святые стяжали святость в жестокой борьбе с грехом. Но, если у духовного отца неправильное понимание духовной жизни, если он как бы примирился со своими грехами и лицемерит, стараясь оправдать их, вот тогда уже возникает вопрос: может ли он быть нашим духовным отцом?

Человек, который сам находится в состоянии греховности, с которой он не борется, тот и другого не может научить. Стать христианином учат не только словами, но и примером. Духовный отец дает не только информацию в форме вопросов и ответов, духовный отец дает духовные силы через молитву, даже через общение с ним. Быть в связи с духовным отцом - это не только задавать вопросы и получать ответы, это гораздо большее, это соприкосновение душ. Иногда духовный отец помогает духовному чаду так, как помогает донор больному, отдавая свою кровь.

При сомнениях надо решить: духовный отец проявляет слабости как и всякий человек или духовный отец находится на неверном пути - тогда руководить он уже не может. Но лучше всего в таком случае посоветоваться с другим опытным священником, который объективно посмотрел бы на создавшееся положение и дал бы ответ.

Вопрос: Как исцелить человеческую душу от зависти и от ненависти?