«...Иисус Наставник, помилуй нас!»

Еще одна характерная черта интеллиген­ции. Казалось бы, искусство должно раз­вивать в людях чувство сопереживания и сострадания, а выходит наоборот: артисты, художники и так далее оказываются в обы­денной жизни одними из самых эгоистичных и чёрствых людей. Об этом писал Антон Че­хов*, хорошо знавший современную ему ин­теллигенцию и людей театра. Об этом свидетельствуют Александр Блок** и отец Алек­сандр Ельчанинов***.

* Чехов А. (1860-1904) - русский писатель и дра­матург.

** Блок А. (1880-1921) - русский поэт.

*** Ельчанинов А., свящ. (1881-1934) - русский богослов и писатель.

В одном из частных писем Чехов пишет, что большинство людей искусства считают себя непризнанными ге­ниями, а среди артистов постоянно попада­ются люди, одержимые манией величия.

Почему дореволюционная интеллиген­ция так любила театр? Потому что сам интеллигент постоянно играл в жизни, как на сцене, а на артиста, который мог захва­тить своей речью зал и вызвать аплодис­менты, смотрел с завистью, как смотрит мелкий жулик на «вора в законе».

В гуманизме нет и не может быть двух христианских добродетелей: смирения и тайной милостыни. Если гуманист во имя гуманизма сделал добро, то обязательно рассказывает об этом, якобы для того, что­бы подать другим добрый пример, а на са­мом деле - из тщеславия, потому что он сделал добро во имя самого себя, принеся жертву идолу по имени «эго»*.

* Эго (латинское ego) - «я» как центр личности.

Теперь, когда появились признаки воз­рождения христианства и часть народа об­ратилась к Церкви, мы снова видим, как в средствах массовой информации проявля­ется и постепенно нарастает оппозицион­ность по отношению к Церкви, опять мы сталкиваемся с желанием интеллигенции, а точнее - «полуинтеллигенции» оттеснить Церковь и, исподтишка дискредитировав её, стать «духовными вождями» народа. Вот несколько приемов: нас, верующих, упрекают в том, что вера в Бога и учение Христа основаны на страхе, то есть на чувстве, недостойном человека. Но ведь существуют различные виды страха: страх, когда солдат бросает оружие и бежит с поля боя, спасая свою жизнь; страх, когда человек отрекает­ся от своих убеждений, чтобы не подверг­нуться репрессиям; страх, парализующий со­знание и волю. Однако есть и другой страх - страх, который можно назвать совестью. Это - страх причинить зло человеку, страх поступить подло, страх пойти против своей совести, страх оскорбить Божество хотя бы через греховный помысл; это и страх опош­лить и освинячить свою жизнь. Такой страх, по нашему мнению, является благородным чувством, синоним его - ответственность. Атеисты говорят, что страх перед смертью выдумал богов. Но в таком случае, кто же создал учение об адских муках, которые страшнее самой смерти? Страх поспешил бы как можно скорее отвергнуть идею суда, освободиться от идеи суда над жизнью челове­ка. С большим основанием мы может гово­рить о том, что страх родил атеизм как жела­ние избежать ответственности за прожитую жизнь, как стремление укрыться от возмез­дия. В общем, довольно примитивно, но ловко: «Здесь я поживу как хочу, как велят мне мои страсти, а там превращусь в нич­то - просто исчезну, и дело с концом...».

Даже в языческих религиях загробная жизнь описывалась далеко не как радуж­ное состояние. Нам говорят, что христи­анство - религия рабов. Мы рабы Бога, потому что это рабство избавляет нас от другого постыдного рабства - страстям и демонам; мы рабы Бога, но это рабство в веч­ной жизни ведёт к сыновству.

Нас упрекают в страхе перед Богом (что для нас означает, прежде всего, страх по­тери Бога) - большей частью те дипломи­рованные приспособленцы, которые, ру­ководствуясь самым низким страхом пе­ред власть имущими, ещё недавно в своих лекциях и книгах пели дифирамбы марксистской идеологии, уверяя, что именно учение Маркса-Ленина* открыло им глаза.

* Маркс Карл (1818-1883) - немецкий философ и общественный деятель. Ленин (Ульянов) Влади­мир (1870-1924) - советский политический дея­тель.

Теперь эти приспособленцы разыгры­вают из себя интеллектуальных ахиллов и аяксов*.

* Ахилл и Аякс - храбрейшие герои древнегречес­кой мифологии.