The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

Флот, подобный тому, как он был в 53-м, Чтобы вновь утвердить нашу власть на море[1488].

Драйден в “Annus Mirabilis” (1666) изображал Англию как Богом избранный народ, но с ударением на национальную власть и национальную торговлю, а не на протестантский (или любой другой) крестовый поход. В “Оде Горация” Марвелл вспоминал древнеримскую легенду о том, что, когда основывали Капитолий, в земле была обнаружена человеческая голова.

Когда они начали, кровоточащая голова Заставила бежать испуганных архитекторов; И все же в этом государство Узрело свою счастливую судьбу.

Марвелл прав в том, что Британская империя была построена на кровоточащей голове.

Пугающий контраст с радикальным милленаризмом сороковых и пятидесятых годов являет поэма Майкла Уигглсуорта “Судный день; или Описание великого и последнего суда” (1666). Житель Новой Англии после реставрации, он ничего не мог сказать о правлении святых на земле. Его забота — подчеркнуть мучения, на которые обречены отступники, включая университетских профессоров. Святые будут наблюдать за этим с удовлетворением.

Они не подавлены, не взволнованы Всем их несчастьем. Друзья держатся в стороне и не пробуют, Что могут сделать молитвы или слезы: Ваши добрые друзья теперь друзья Более Христу, чем вам... Один брат по естеству зрит другого В этом страшном состоянии, Но печали нет ничуть, И жалости ни капли. Благочестивая жена не проявляет скорби И не может пролить ни слезинки О грустной судьбе своего дорогого супруга, Когда слышит приговор ему... Набожный отец... Радуется, слыша Христов голос, Приговаривающий его сына к страданиям[1489].

Залихватский ритм стихотворения делает его бесчувственную жестокость еще более жуткой.

Дух, и суждения, и совесть людей стали такими из-за того, что их запугали и страшно унизили и держали под игом (таким образом приуготовляя их к приманкам антихриста) путем учений и принципов, безоговорочно утверждавших власть высших над низшими и налагавших железное иго и тяжкое бремя на тех, кто был в подчинении.

14. Антихрист и его полчища

John Goodwin, Anti-Cavalierisme, (1642), in Haller, Tracts on Liberty, II

Прелаты... купаясь в солнечном тепле богатства и процветания... в конце концов выпестуют антихриста.

Milton, Of Reformation (1641), MCPW, I, p. 590

Это не мятеж и не предательство — сражаться за короля, чтобы восстановить его власть, вырвав ее из рук зверя.