The Bible and the Seventeenth-Century Revolution

Уильям Брэдфорд, будущий правитель Плимута в Новой Англии, говорил о “религиозном народе на стыке границ Ноттингемшира, Линкольншира и Йоркшира”, который примерно в конце правления Елизаветы сбросил “иго антихристовых оков” с англиканской церкви и “как свободный народ Господень” объединился “по завету в церковь-государство”[1502] . Уильям Эймс, чью “Медуллу” (1627, переведенную как “Сущность священного богословия”, 1643) Николас Тайаке называет “руководством для пуританских революционеров”, соглашался с Картрайтом (и Кальвином), что епископы происходят “от самого римского антихриста”[1503]. Джон Лилберн описывал свое бичевание в 1638 г. как “работу зверя”. Его памфлет “Выйди от нее, мой народ” (1639) был ответом одной даме из дворян, которая была “учителем в антихристовой Англиканской церкви”. Прелаты, которые вынесли ему приговор, говорил он ей, “все они суть члены зверя, о которых говорится в Откр. 13.2”; и “все должностные лица и служители, поставленные ими... или силой какого-либо из их путанных антихристовых законов... все они — антихристовы”. В 1641 г. лорд Брук доказывал, “что наш епископат, если правильно его понимать, фактически то же самое, что папизм”[1504].

Движение против епископов было усилено увертками архиепископа Лода. “Это еще большой вопрос, даже среди ученых протестантов”, — сказал он, — является ли папа антихристом; “Церковь Англии не ответила положительно, что он им является”. Джон Придоу, будущий епископ, был весьма шокирован, когда должен был допрашивать “первых, кто публично отрицал, что папа — это антихрист”, в Оксфорде. “Петиция о корнях и ветвях” в декабре 1640 г. жаловалась, что “прелаты здесь, в Англии... заявляют и доказывают, что папа — это не антихрист”[1505].

Это было поляризующей проблемой. Архиепископ Ашер, сам веривший, что папа — это антихрист, тем не менее возражал, что “нет ничего более обычного в наши дни... чем валить все на антихриста в церковных делах, в чем мы не можем разобраться собственным умом”. Эта мысль была высказана Ральфом Книветом:

О багряной вавилонской блуднице Больше не говорят; Наши преподобные митроносные священники Теперь называются антихристами, Как будто они звери, более невежественные, Чем тот, который сидит в Ватикане[1506].

Милтон в 1641 г. заявлял, что прелаты — “более антихристиане, чем сам антихрист”. Джон Оуэн в 1649 г. утверждал, что “правительство нациями... организовано чисто в интересах антихриста”. Но теперь “пришествие Господа Христа для избавления его народа от антихристова идолопоклонства и угнетения” близко[1507].

Перед нами всегда стоит опасность преуменьшения сил оппозиции папству в конце XVI и начале XVII вв. и тревоги по поводу сохранения его среди простого народа. Епископ Джуэл в 1583 г. думал, что многие все еще имели склонность к папеантихристу[1508]. В 1640 г. Пиму пришлось предостеречь своих коллег — членов парламента, что какими бы приятными ни казались католики-джентри на местах, их церковь как институт представляет собой опасность для протестантской независимости опасность для протестантской независимости Англии[1509]. А “каждый папист — антихристов”, заявлял автор анонимного памфлета, опубликованного в середине 20-х годов [1510].

Но, как показывает пример Джуэла, горячего защитника англиканства, панический страх перед папизмом не ограничивался пуританами. Спенсер был страстным антикатоликом, как и многие другие поэты — оба Флетчера, Куорлее, Генри Воуган, Бенлоуз; трое последних были роялистами во время гражданских войн. Избрание зятя Якова, курфюрста Палатината, на Богемский престол в 1619 г. казалось многим английским протестантам Божиим призывом, на который Англия должна ответить. Сам архиепископ Эббот писал государственному секретарю Ноунтону, настаивая на том, чтобы Англия оказала поддержку новому королю Богемии. Он цитировал Откровение, чтобы доказать, что цари земные готовы растерзать блудницу вавилонскую и привести ее в запустение[1511]. Даже Николас Феррар, знаменитый тем, что основал “протестантский женский монастырь”, верил в то, что папа — это антихрист.

Образ антихриста и его приложение к системе, основанной Лодом, сыграли роль в размежевании сил в гражданской войне. “Если бы нам была доступна печать, — сказал Баствик у позорного столба в 1637 г., — мы бы разогнали [антихристово] царство”[1512]. Лилберн в 1638 г. призвал сочувственную толпу с той же самой кафедры изучать Откровение и продолжать бороться против антихриста[1513]. Именно страх перед римско-католическим заговором убедил Ричарда Бакстера поддержать парламент — по крайней мере так он сам говорит[1514]; и многих, кто сражался за Карла в гражданской войне, беспокоило присутствие папистских офицеров в его армии и французские связи его королевы[1515]. Антипрелатское стихотворение 1642 г. было озаглавлено “Падение антихриста”[1516].

Антихриста больше не находили только в Риме. Он был среди сторонников короля Карла в Англии. Джордж Уизер ссылался на роялистов как на “банду и ... пособников антихриста”[1517]. “Партия антихриста” было их известным оскорбительным прозвищем. Антихрист находился также среди ирландцев, “этих заклятых вассалов человека греха”, которые отдали себя “на заслуженное отмщение”[1518]. Как с Каином и Авелем, как с нормандским игом, символ антихриста поддавался различным интерпретациям. В проповеди 1618 г., посвященной кресту св. Павла, Томас Томпсон обличал “броунистов и других еретиков-схизматиков”, потому что “они имеют безусловную зависимость от антихриста” (т. е. папства). С ними следует обходиться с помощью реального меча[1519].

В 1630-х годах Лод и епископы, как полагали, были вовлечены в международную кампанию за ликвидацию независимости протестантской Англии. Королева Генриетта-Мария представлялась частью этого заговора; то же касается и ирландцев. Когда папский нунций стал во главе мятежной ирландской армии в середине 40-х годов, теория, казалось, нашла подтверждение[1520]. Генри Бертон думал, что гражданская война знаменовала собой начало Армагеддона. Он цитировал Исх. 15.9, где египтяне угрожали избиением израильтянам; “Это тот же самый язык наших антихристовых врагов в это время, j— отмечал он с некоторым удовлетворением, — кавалеров в Порке”. В Исходе египтяне были почти что поглощены Красным морем[1521]. “Антихристовы люди повержены, — сказал Джон Трэпп, имея в виду Откр. 14.19, — властью и доблестью войск Христовых, отточенных и вдохновленных своими проповедниками. Это мы видели при Эджхилле и Нэсби”[1522]. Для левеллеров, Джона Гудвина, Джона Кэнна, Милтона, полковника Гоффе, Джона Спиттлхауза и бесчисленных других радикалов монархия была от антихриста. “Господь, — говорил Джон Элиот Кромвелю в 1653 г., — возвысил и облагодетельствовал вас таким замечательным образом, чтобы низвергнуть антихриста”[1523].

Социальный смысл придавался и оппозиции антихристу. Джон Гудвин думал, что правление антихриста поддерживалось “при помощи учений и принципов, безоговорочно утверждавших власть высших над низшими”. Люди “обычного ранга и способностей” будут исполнять приговоры Бога антихристу[1524]. Для Уинстэнли джентри были как нормандскими, так и антихристовыми людьми; Баниан рисовал антихриста как джентльмена, а вавилонскую блудницу как “женщину из дворян”[1525]. Принадлежавший к людям Пятой монархии Джон Тиллингаст пользовался текстом Иеремии 51.20-24, чтобы доказать (против Оливера Кромвеля), что “нынешняя работа Божия заключается в том, чтобы понизить надменных и низвергнуть антихриста”[1526]. Джеймс Нейлер выразил это просто: “Сказал Бог: ты не должен жадничать... Сказал антихрист: ты должен жить своим умом, который дал тебе Бог, и это не жадность, а расчетливая предусмотрительность; и тот, кто о своей семье не печется, тот хуже неверного” (1 Тим. 5.8). “Если ты... не помогаешь самому себе своим умом, и ты, и твои домашние будете бедняками”[1527]. Рантер Ричард Коппин думал, что царство антихриста было “царством выгоды, найма и частного интереса”. Милтон называл антихриста “сыном маммоны”[1528].

Вскоре любой гонитель, любой, кто мешал установлению царства Христова, мог быть квалифицирован как антихрист. Томас Эдвардс сообщал, что Пол Хобсон будто бы говорил, что пресвитерианство является зверем, о котором говорится в Откровении. “Господин Гонение” Ричарда Овертона был “самым опасным, закоренелым антихристом”. Овертон привел 14 мест из Библии, где говорилось о терпимости к сектам и различным религиям, включая Самсона среди филистимлян, Лота в стране Уца и различные секты во времена Христа[1529]. Люди Пятой монархии видели в духовенстве государственной церкви “служителей антихриста”. “Одна из самых плачевных ошибок, которая когда-либо случалась при антихристе, — сказал Уильям Делл в 1651 г., — это утверждать, что из университетов выходят проповедники Евангелия”. Напротив, антихрист “выбирал своих служителей только из университетов”[1530]. Те, кто зубоскалил над пением гимнов, утверждал Джон Коттон в 1647 г., являются “кафедральными жрецами антихристова духа”[1531]. Гонения, говорил Милтон, — главное основание для того, чтобы называть папу антихристом; правители, которые насилуют совесть в делах религии, заслуживают такой же характеристики. Он, без сомнения, думал среди прочих о Карле II. Баниан соглашался[1532]. Но обвиняли не только правительства.

О “горячих головах из Блэкфрайерс” [людях Пятой монархии] в 1653 г. говорили, что они объявляли “все большинство нации антихристовым”[1533].

Применение термина к внешней политике казалось столь же ясным в 1650-х годах, как было ясно По нету веком раньше, когда он прямо утверждал что испанцы стремятся “разрушить свободу английской нации”[1534] . Испанцы были “антихристовым выводком, чье падение приближается”, — сказал капитан Роберт Пламлей, “известный анабаптист”. “Элегия на смерть... Блэйка” в 1657 г. восхваляла адмирала как “ревностного ненавистника багряной блудницы”[1535].